Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Удар в самое сердце вселенной Marvel. Павел Матяж об «Отряде самоубийц» Джеймса Ганна

6 августа 2021, 12:52
Удар в самое сердце вселенной Marvel. Павел Матяж об «Отряде самоубийц» Джеймса Ганна
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Самый безумный из марвеловских режиссеров сделал фильм для их принципиальных конкурентов из DC.

По итогам второго десятилетия XXI века Marvel можно смело назвать победителем в схватке с DC. Вторая и третья фазы их киновселенной стали суперуспешным блицкригом, противопоставить которому Warner Bros оказалось нечего. Нельзя сказать, что они не пытались: за десятые у DC появились новые фильмы про Супермена и Бэтмена, «Отряд самоубийц», «Лига справедливости» и несколько супергеройских сольников, но самыми популярными и коммерчески интересными стали такие диаметрально противоположные проекты, как «Шазам!» и «Джокер». Похоже, что у DC нет никакой стратегии и рассчитывают они только на личные качества режиссеров и сценаристов, которых нанимают.

Хаос и панику в отделе стратегического планирования лучше всего характеризует производство сиквела «Отряда самоубийц». Снимать его решили еще до того, как прошла премьера оригинала — Suicide Squad должен был стать одним из флагманов расширенной вселенной DC, со всеми полагающимися сиквелами, приквелами, спин-оффами и ворохом сопутствующих сериалов.

Однако фильм Дэвида Эйра получил настолько кошмарные оценки критиков и рейтинги на профильных порталах, что студийные боссы решили взять паузу. Когда пыль улеглась, выяснилось, что, несмотря на сверх всякой меры токсичный фидбэк, «Отряд» заработал в прокате почти миллиард долларов. Этот миллиард помог продюсерам принять принципиальное решение по поводу сиквела, но никаким образом не приблизил его появление. Все-таки деньги решают далеко не все.

Кресло режиссера переходило из рук в руки множество раз. В разное время съемочную группу возглавляли Дэниэл Эспиноса, Джонатан Левин, Рубен Флейшер, Жауме Кольет-Серра, Дэвид С. Гойер, Гевин О'Конор и даже Мел Гибсон. Сценарий писали шестеро разных специалистов. Так продолжалось несколько лет, пока рок-н-ролльный режиссер «Стражей галактики» и «Стражей галактики-2» Джеймс Ганн не был с позором изгнан с поста «Стражей галактики-3» за пару древних твитов.

Лучшего подарка DC диснеевские боссы сделать бы не смогли. Буквально на следующий день Ганн получил от Warner Bros. предложение, от которого не отказываются: неограниченный бюджет, рейтинг R, никаких этических или цензурных барьеров и несколько концептов на выбор – Ганн мог бы снять нового «Cупермена», «Бэтмена», да хоть «Аквамена», или переделать «Лигу справедливости» вместо «Снайдера», но остановился на «Отряде самоубийц». Первым делом он выбросил в мусорную корзину все предыдущие наработки, написал собственный сценарий и внес в творящийся на студии DC хаос столько панк-рока и анархии, сколько смог.

Получился никакой не сиквел, а тотальный перезапуск истории. Свои рабочие места при таком раскладе сохранили далеко не все участники предыдущего «Отряда». Проще говоря, Ганн уволил всех, кроме Харли Куин (Марго Робби), Рика Флага (Юэль Киннаман), Бумеранга (Джай Кортни) и Аманды Уоллер (Виола Дэвис). А вместо них перетащил из «Стражей Галактики» Сильвестра Сталлоне (знаменитый актер озвучил Короля-Акулу), своего брата Шона (тот озвучил и в какой-то степени сыграл антропоморфного хорька, или ласку? белку? бобра? короче, сами увидите), Тайку Вайтити (он получил роль первого Крысолова) и свой верный талисман еще со времен легендарной студии Трома – Майкла Рукера (ему достался крайне волосатый суперзлодей по прозвищу Савант). Дедшота переименовали в Дедспота и отдали Идрису Эльбе. Кроме того, в команде антигероев появились: Человек-в-горошек (Давид Дастмалчян), Миротворец (Джон Сина), Блэкгард (Пит Дэвидсон), ТДК (Нейтан Филлион), Монгал (Мэйлин Ын), Копье (Флула Борг) и Крысолов-2 (Даниэла Мелшиор).

Весь этот безумный зоопарк собрали в сверхсекретной американской тюрьме Белль-Рив, вживили каждому в затылок по куску нано-взрывчатки и отправили защищать родину. В данном случае Ганн опирался на комиксы, созданные в 1980-е, поэтому в качестве сеттинга для защиты родины был выбран вымышленный остров Корто Мальтезе (Ганн назвал его в честь культового персонажа одноименного цикла графических новелл, созданных итальянским художником Уго Праттом в 1967—1989 годах). В этой импровизированной банановой республике окопались враги Америки: латиноамериканский диктатор, безумный ученый, а также гигантская инопланетная морская звезда. Фиолетовая. Впрочем, если вы не видели трейлеры, последнее предложение можно считать непростительным спойлером. Я сожалею об этом. Больше о сюжете ни слова.

Никогда еще Ганн не получал такого карт-бланша. И воспользовался этим на все 100%. Ну, может на 99, но об этом позднее. «Стражи Галактики» — один из самых выдающихся фильмов, снятых по комиксам: очень смешной, нашпигованный, как какой-то бешеный бутерброд, разнообразными идеями, отсылками, пасхалками и черт знает чем еще. Но влияние студии, а главное, этот богомерзкий возрастной рейтинг очень сильно чувствуются во множестве моментов. А на этот раз, возможно в первый и последний в жизни, у Ганна оказались развязаны руки – вместе с неограниченным кредитом он получил рейтинг R, а это значит, возможно все что угодно.

Кровища льется рекой, отрубленные головы и разнообразные внутренности летят во все стороны вперемешку с сюрреалистическими цветочками, разноцветными шариками, пираньями, попугаями, крысами и морскими звездами. Герои не произносят ни одной фразы, не вставив в нее смачное непечатное ругательство (впрочем, со всеми ими разобрались российские локализаторы), и соревнуются друг с другом в изощренности убийств. Кадр заполоняют инопланетные чудовища, свирепые латиноамериканские солдаты с автоматами Калашникова, голые женщины и мужчины. За кадром звучит умопомрачительно прекрасный саундтрек, от Джонни Кэша до Pixies. И так же как во всех предыдущих фильмах Ганна, все это демонстративное веселье и угар нужны для того, чтобы закамуфлировать нежную, ранимую душу самого Джеймса и всех его горячо любимых персонажей.

Группа психологической поддержки для особо опасных преступников, которую Джеймс Ганн единолично вел на протяжении всех «Стражей Галактики», без особенных помех переместилась на латиноамериканский остров DC. Каждый негодяй и подонок из нового отряда Ганна имеет в своем анамнезе трогательную семейную драму, а действие фильма представляет собой сеанс групповой терапии, в результате которого они обретают внутреннюю гармонию, психологический комфорт и спокойствие. Ну, кроме тех, кто обрел вечный покой на полях межпланетных сражений по ходу пьесы.

Однако психологическая глубина и достоверность пародируемых психопатских характеров – далеко не единственное достоинство, заложенное Ганном в свое новое детище. Со временем обнаружится и вездесущий левацкий подтекст, и мощная антиглобалистская бомба – полный набор для локальной кинематографической революции.

Нужно ли говорить, что в результате получился лучший фильм по комиксам за много-много-много лет, а возможно, и вообще в истории. Именно так, а никак иначе стоит экранизировать их в наше пост-пост-мета-мета время, когда все уже всё видели, слушали, знали, читали и думали, как постмодернистское глумление в квадрате, кубе, десятой и сотой степени. Это полный улет, лютейший авангард и безумие такой концентрации, что киноленты Квентина Тарантино на его фоне выглядят академическими упражениями. По иронии судьбы этот мегафильм сделал для студии DC агент их злейших врагов и конкурентов. И это, конечно, удар в самое сердце вселенной Marvel. Если оно вообще у нее есть.

Удачного просмотра.

Чуть не забыл! По-поводу 1 процента, которым Ганн так и не воспользовался. Имея в арсенале Харли Куинн в исполнении Марго Робби и рейтинг 18+, можно было быть с ней чуточку смелее.