Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Скала не Воробей. Павел Матяж – о фильме «Круиз по джунглям»

30 июля 2021, 12:26
Скала не Воробей. Павел Матяж – о фильме «Круиз по джунглям»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Мышиная корпорация расширила свои владения еще одной франшизой. На этот раз оригинальной, основанной, так же как «Пираты Карибского моря», на диснейлендовском аттракционе. Только вместо морского сеттинга тут амазонские джунгли, а вместо Джека Воробья – Скала Джонсон.

Цельнометаллическая стерва из «Грани будущего», офицересса ФБР из «Sicario», женщина-мать из дилогии «Тихое место», старая Эмили из «Дьявол носит Prada» и новая Мэри Поппинс из одноименной диснеевской экранизации 2018-го сыграла очередную сильную женщину. На этот раз Эмили Блант — биолог и антрополог Лили Хоутон, она отправляется в джунгли Амазонки за полумифическим Древом Жизни, чтобы вылечить с его помощью весь мир. В компании гея и индейца.

Помощь этих ребят и вообще какая бы то ни было компания понадобились ее супернезависимому персонажу только из-за дремучего варварства, в котором пребывало научное сообщество в начале 20-го века. В 1914 году женщине нельзя было даже подумать о том, чтобы получить финансирование научной экспедиции или самостоятельно управлять каким-либо транспортом, особенно водным. Феминизм феминизмом, но ведь даже внутри диснеевских фильмов говорят, что «баба на борту – к большой беде».

Скала не Воробей. Павел Матяж – о фильме «Круиз по джунглям»
Фото: kinopoisk.ru

«Пираты Карибского моря» к 2021 году окончательно растеряли былой задор и коммерческий потенциал, похоже, не миновать Джеку Воробью и всем его многочисленным подельникам списания на берег. «Круиз по джунглям», который, так же как и «Пираты», базируется на сеттинге одноименного аттракциона из Диснейленда, вполне может стать новой альтернативной диснеевской вселенной. Тут меньше моря, выпивки и потенциально щекотливых для воспитания подрастающего поколения тем, зато подростковой романтики, экзотических приключений и будоражащего воображение экшна хоть отбавляй. Жюль Верн, Роберт Льюис Стивенсон, Редьярд Киплинг, Луи Буссенар, Майн Рид, Джек Лондон, Фенимор Купер, Рафаэль Сабатини и некоторые другие писатели в свое время миллионы заработали на колониальных путешествиях цисгендерных белых мужчин в пробковых шлемах.

Скала не Воробей. Павел Матяж – о фильме «Круиз по джунглям»
Фото: kinopoisk.ru

Вся эта литература и кино, снятое по ее мотивам, в наше время требует идеологического пересмотра в соответствии с актуальной социальной, политической и культурной повесткой. Поэтому место Индианы Джонса, капитана Блада, Немо, Чингачгука или Квотермейна заняла искательница приключений Лили Хоутон. Для того чтобы соблюсти соответствующий началу 20-го века политес, она прикрывается своим братом-геем, но, оказавшись в джунглях, вдали от цивилизации, дает волю своей феминистской природе и становится сильной, ловкой, отважной и решительной лидершей (или как правильно – лидеркой?), задвигая брата и гротескную гору мышц в шляпе, которую играет Дуэйн Джонсон, на второй план.

Скала не Воробей. Павел Матяж – о фильме «Круиз по джунглям»
Фото: kinopoisk.ru

Со Скалой, пожалуй, и связана единственная проблема этой многообещающей франшизы. Как бы он ни был хорош в своем комическом амплуа, как бы убедительно ни изображал карикатурного придурковатого громилу, сколько бы ни гонял по джунглям немцев, крокодилов, индейцев и призрачных конкистадоров, но до психологической глубины и комического таланта Джека Воробья в исполнении Джонни Деппа ему очень и очень далеко. Это даже смешно сравнивать. Да и диснеевские сценаристы на этот раз не написали для Джонсона крутых шуток. Ну или, может, это не справились российские локализаторы.

Скала не Воробей. Павел Матяж – о фильме «Круиз по джунглям»
Фото: kinopoisk.ru

Так или иначе, гармоничная объемная история «Пиратов Карибского моря», когда за первый план отвечали влюбленные Кира Найтли и Орландо Блум, а комический персонаж трикстер Джонни Деппа кривлялся и отплясывал на фоне, в «Круизе по джунглям» не складывается. К Эмили Блант никаких претензий нет, она крайне убедительна в своем амплуа сильной, мудрой изобретательной женщины, которая поменялась ролями с Индианой Джонсом и теперь сама вытаскивает истеричных и слабых мужчин из разнообразных передряг. Ее гомосексуальный брат тоже очень органично сыгран британским комиком Джеком Уайтхоллом («Свежее мясо»). А вот Скала ни разу не Воробей.

Удачного просмотра.