Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Планы на выходные: подборка разножанровой классики от директора музея изобразительных искусств

24 июля 2021, 11:11
Колонка
Планы на выходные: подборка разножанровой классики от директора музея изобразительных искусств
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин в колонке 66.RU рассказывает о фильмах, сериале, театральных постановках и концерте симфонического оркестра. Часть из них появились не так давно, но уже считаются классикой.

Фильмы Алексея Балабанова

Примерно с месяц назад, а может быть даже меньше, с удивлением увидел, что на Netflix выложили всего Алексея Балабанова. Так как это один из моих любимых режиссеров, с удовольствием «подсел» и пересмотрел с полдюжины работ нашего культового земляка: «Кочегар», «Груз 200», «Морфий», «Про уродов и людей», «Жмурки».

«Груз 200» я в свое время побоялся смотреть, так как слишком уж тяжелый фильм. Постоянное ощущение экзистенциального края, незаметной границы между нормальной обшарпанной и до боли знакомой обыденностью и какой-то потусторонней жестью, вышедшей за любые приемлемые рамки морали, немыслимым злом, делает его очень понятным поколению 90-х. Это не романтизация зла. Это постоянное напоминание о том, как оно незаметно близко. Рядом с нами и — в нас.

Сериал «Эпидемия»

Игра актеров, острота тем, съемки и держащий в напряжении сценарий каждой серии нам, избалованным западным сериальной культурой, становится совсем не стыдно за отечественного производителя.

Герои — не ходульные персонажи, с типовыми стигмами злодеев, хитрецов, доверчивых простаков и прочих, а сложно развивающиеся характеры, встречающиеся в каждой серии не только с вызовом обстоятельств, но и непростым внутренним выбором, моральными значимыми жестами и испытанием человечности.

Сцена событий приправлена и нашей достоевщиной: у каждого в шкафу не по одному скелету. Просто берет неожиданная гордость за уровень импортозамещения. У истории неоднозначная концовка, но обещают следующий сезон.

Опера «Тоска» (и другие спектакли)

THEATRE HD — это потрясающий ресурс, который делает нам доступными самые блистательные постановки мирового театра, оперы и балета. Помимо трансляций в кинотеатрах страны, у ресурса есть еще и возможность онлайн просмотров. Определенные постановки доступны в течение, например, суток. Некоторые материалы платные, но всегда есть и свободный контент.

Например, в воскресенье будет опера «Тоска» Джакомо Пуччини с участием Анны Нетребко. Ну как такое не посмотреть и не послушать? Особенно интересно потом сравнить с постановкой нашего Урал Опера Балет — одного из лучших оперных театров России последние годы.

Помимо этого, в сервисе доступен прекрасный арт-лекторий, с лучшими подборками видеоматериалов о самых влиятельных художниках.

Малое собрание сочинений, Иосиф Бродский

Это единственное, что было на тумбе у моей кровати последние полгода из художественной литературы. На что-то более протяженное, чем поэтический текст, просто не было психических сил.

Для меня Бродский долгие годы просто оставался слишком сложным. Но как только ты начал хоть немного ориентироваться в этих запутанных лабиринтах мыслей, знаний, метафор, намеков и двусмысленностей — все, уже не выбраться. Культура, как среда институций, авторов, произведенных текстов в широком смысле для того и существует, чтобы создавать сложного человека.

Симфония Оливье Мессиана — «Турангалила»

Пандемия подстегнула многие музеи, театры, концертные залы всерьез озаботиться «заэкранным» зрителем, делать доступными совершенно потрясающие видео-материалы. Сейчас в сети огромное количество концертов, выступлений, просмотр которых вызывает ощущения даже круче, чем физическое присутствие, благодаря уровню записи звука и видео.

Прямо сейчас, пока пишу, смотрю музыкальный опус одного из глубочайших композиторов ХХ века Оливье Мессиана — «Турангалила». Это его единственная симфония, очень редко исполняемая из-за сложности партитуры.

Смотрю запись в исполнении Симфонического оркестра Венесуэлы, дирижер Густаво Дудамель. Постоянный полет камеры позволяет следить и за эмоциями дирижера, пальцами солистов, это другое измерение знакомой музыки — до мурашек. Несмотря на то, что это симфония, есть солирующие инструменты: фортепиано — в этой записи за ним — несравненная Юйцзя Ван, «летающие пальцы», и второй — один из первых электронных инструментов — «волны Мартено». Кстати, год назад наш Филармонический оркестр (которым мы должны очень гордиться) исполнял эту вещь в Зарядье, в Москве.