Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Посмертная реабилитация Наташи Романофф. Павел Матяж о фильме «Черная вдова»

12 июля 2021, 10:43
Посмертная реабилитация Наташи Романофф. Павел Матяж о фильме «Черная вдова»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
24-й фильм «Киновселенной Марвел» из-за коронавируса вышел на год позднее, чем было запланировано. Он раскрывает, хоть и с некоторым опозданием, тайну происхождения Наташи Романофф, а также специфику ее взаимоотношений с советской разведкой.

Клеймо предателя, изменницы родины приклеилось к Наташе Романофф с самого первого ее появления на экранах в фильме «Мстители». Что за сделку она заключила с Ником Фьюри, за какие именно страшные преступления должна расплачиваться и как именно – ни разу не проговаривалось. За следующие 7 фильмов MCU с ее участием это так и осталось за кадром, так же как характер персонажа, которого играла Скарлетт Йоханссон. Спустя столько лет в реальности и часов на экране про Черную вдову все еще ничего неизвестно, кроме того, что она бывший агент КГБ, перешедший на сторону американцев. Даже с именем непонятки. Если она русская шпионка высочайшего класса, то почему у нее фамилия такая корявая – Романофф? Что за клюква, ну русские же так не говорят!

Наверное, это удел всех шпионов. Им не доверяют те, кого они предали. Новые партнеры тоже не могут проникнуться к двойному агенту полным доверием. Единожды солгав, как говорится. Никто не любит предателей. Но сейчас, после своей великой жертвы на Вормире, мертвая Наташа Романофф получила неожиданный шанс на реабилитацию. В виде сольного фильма.

В этом посмертном фильме ее играет дочка Милы Йовович Эвер Андерсон. Она гоняет на велике по Огайо 1995 года, возится с младшей сестрой Леной и смотрит на светлячков. Ее маму играет Рэйчел Вайс, которая рассказывает наследницам про биохимический фотогенез. А папу – Дэвид Харбор. Он ничего не рассказывает, однако одним своим присутствием превращает эту часть фильма в секретный эпизод «Очень странных дел».

Ощущение усиливается, когда папа, мама и дочки вдруг оказываются под перекрестным автоматным огнем людей в униформе, в центре погони со взрывами и масштабными разрушениями местного ландшафта. Семье чудом удается сбежать от агентов спецслужб на одномоторном самолетике, который был спрятан в амбаре. Но на Кубе, где приземляется самолет, история семьи Романофф внезапно заканчивается.

Ну, во-первых, оказывается, что никакие они не Романофф, а в лучшем случае Востоковы. И вообще не семья, а группа агентов под прикрытием. Папа – не папа, а Алексей Востоков, по прозвищу Красный Страж, первый советский суперсолдат. А мама – русская разведчица, черная вдова первого поколения Мелина Востокова. Они были посланы в Огайо со спецзаданием одним очень неприятным генералом КГБ Дрейковым, которого сыграл фактурный британец Рэй Уинстон.

Правда, детям об этом ничего не сказали. И теперь, когда миссия выполнена, «папа» и «мама» отправляются в Москву за новыми заданиями, а дети – в «Красную комнату». Жестокие сцены содержания и обучения маленьких девочек в этой знаменитой по предыдущим фильмам «Марвел» женской советской разведшколе начинаются и заканчиваются по ходу вступительных титров. Под кавер на суперхит «Нирваны». Такая вот теплая семейная история.

Основной сюжет «Черной вдовы» разворачивается в условное «наше время», а точнее, сразу после эпической потасовки между американскими супергероями в берлинском аэропорту в финале «Первого мстителя. Противостояние». Черная вдова тогда поддержала Кэпа, если кто забыл. А значит, в начале сольной карьеры вынуждена снять с себя супергеройские шмотки и делать то, что умеет лучше всего – прятаться.

Бурной конспирологии и геополитических хитросплетений, как в бондиане, «Невыполнимых миссиях» или фильмах про Джейсона Борна, тут не будет. Хотя, можно сказать, «Черная вдова» наследует и цитирует ото всех понемногу. И злые русские тут такие же засекреченные и неконкретные. Видимо, из меркантильных соображений. Англосаксонские шпионы последних десятилетий не воюют с кадровыми российскими военнослужащими, враждебные им русские – всегда какие-то отщепенцы, съехавшие с катушек радикалы, мафиози, беглые олигархи, то есть по крови вроде бы русские, но не представляющие при этом российское государство. Такая вот кинодипломатия.

В «Черной вдове» к коммерческим мотивам не мазать россиян совсем уж черной краской добавляется всяческий феминизм. Наташа борется не столько с русскими, сколько с мужиками. Ну, точнее с мужиком, тем самым генералом Дрейковым из пролога. Мужских персонажей тут вообще немного. Но этот единственный злобный бывший кагэбэшник контролирует огромную толпу «вдов» – как на подбор статных сексапильных красавиц, отправляет их на разные шпионские миссии и планирует управлять миром. Юные красотки подчиняются ему не в силу какого-то особенного патриотического воспитания, не из любви или не из страха, а потому, что зомбированы некими специальными веществами. А он называет своих девочек единственным неиссякаемым природным ресурсом на планете. Ну как такого не раздавить?

Борьбе Наташи с бывшим боссом посвящена большая часть фильма. Для этого она будет в лучших шпионских традициях мотаться по всему свету, посетит любимый город всех разведчиков Будапешт, Норвегию, Марокко даже. Встретится с сестрой – ее повзрослевшую версию играет Флоренс Пью из «Солнцестояния», они вместе вытащат из ГУЛАГа папу. Русские в этом фильме двух видов – половина зомбирована, вторая сидит в тюрьме. Дэвид Харбор (так же как в «Очень странных делах») сидит на Крайнем Севере, зарос бородой и заплыл жиром, но не растерял былой задор и все еще мечтает помериться силами с Капитаном Америка. А мама, Рэйчел Вайс, все еще работает на Дрейкова и испытывает новые биохимические коктейли для зомбирования населения на свинках.

Выглядит все это довольно неплохо, как шпионский триллер начала нулевых вроде «Шпионских игр» или «Собственности дьявола». Но от МСU привыкли ждать большего. Драки, погони и перестрелки довольно жесткие и реалистичные, но им не сравниться с «Атомной блондинкой», феминистическая линия в наличии, но ей далеко до герл-пауэр-революционных «Хищных птиц» и новых «Ангелов Чарли». А секса у «Черной вдовы» еще меньше, чем у всех вышеперечисленных дамочек.

Может быть, проблема в слишком долгом процессе производства. Многострадальный сольник «Черной вдовы» начали разрабатывать чуть ли не 15 лет назад, проект кочевал от студии к студии, а когда он все-таки был снят, еще пару лет не мог выйти на экраны, сначала из-за каких-то хитрых комбинаций Кевина Файги, а потом из-за коронавируса. И пока процесс все затягивался и затягивался, «Вдова» банально устарела. «Вселенная Марвел» ушла за это время вперед. Локи, Зимний Солдат и «ВандаВижен» задали новые стандарты и повысили планку зрительских ожиданий. Теперь уже недостаточно снять женскую версию бондианы, тем более что это уже было сделано много раз.

Персонажи кажутся недостаточно проработанными, история – какой-то скомканной и незавершенной. Хочется дать больше времени всем действующим лицам из семьи Востоковых: Мелине, Елене, Красному Стражу, ну и самой Наташе тоже не помешал бы персональный сериал. Тем более что на разрешение вопроса с ее фамилией 134 минут фильма не хватило.

Удачного просмотра.