Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Безруков, Бульдог и Цекало в погоне за бриллиантовым фаллосом. Павел Матяж – о фильме «Бендер. Начало»

25 июня 2021, 11:44
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Продюсерский центр Александра Цекало возвращает на экраны Остапа Бендера. Но не для того, чтобы заново искать гражданина Корейко или гарнитур генеральши Поповой. На этот раз авторы обошлись без текста Ильфа и Петрова и попытались рассказать о юности великого комбинатора и его взаимоотношениях с папой, турецко-подданным Ибрагимом Бендером, которого сыграл Сергей Безруков.

В советском кино есть множество загадок и тайн, неразрешимых противоречий. Но главным из них, пожалуй, до сих пор является спор о том, кто лучший Бендер — Юрский, Миронов или Гомиашвили. Несмотря на то, что героя суперпопулярного советского плутовского романа играли и многие другие актеры: Игорь Горбачев в телеспектакле 1966 года, Фрэнк Ланджелла в американской экранизации 1970-го, Иван Дарваш в венгерском телефильме 1974-го, певец Сергей Крылов в фильме «Мечты идиота» 1993-го, комик Георгий Делиев в немецкой экранизации 2003-го, Николай Фоменко в сериале по «Двенадцати стульям» 2005-го и Олег Меньшиков в восьмисерийном фильме по «Золотому теленку» 2006-го.

Большую часть этого никто не смотрел, а если и смотрел, то не запомнил, а если запомнил, то только потому, что это очень слабые, бездарные фильмы, которые просто смешно сравнивать с выдающимися работами Захарова, Гайдая и Швейцера. Одного актерского дарования недостаточно для того, чтобы создать убедительный образ великого комбинатора. Необходим крепкий сценарий и не менее крепкая режиссура. Поэтому «Золотой теленок» 1968-го и «Двенадцать стульев» 1971-го и 1976-го до сих пор считаются бессмертной классикой и недостижимы для менее талантливых кинематографистов.

Безруков, Бульдог и Цекало в погоне за бриллиантовым фаллосом. Павел Матяж – о фильме «Бендер. Начало»
Фото: Павел Матяж для 66.RU

На самом деле это действительно неразрешимая задача. Режиссеров уровня Захарова и Гайдая сейчас просто нет, как не существует и советской киноиндустрии, внутри которой они сформировались и работали. А значит, создать сопоставимые фильмы в любом случае не получится. Этого не будет, это нереально, невозможно, нет никакого смысла пытаться. Российское кино деградировало, погрузилось в глубокое средневековье, и не факт, что вообще выберется оттуда когда-нибудь.

Но Цекало так увлекла идея создания серии приквелов, которые бы описывали приключения молодого Остапа Бендера до событий «Двенадцати стульев», что он и забыл, похоже, о том, чем заканчиваются попытки экранизировать Ильфа и Петрова без великого режиссера в команде. Ну или не забыл, конечно. Александр вообще не производит впечатление мечтателя и романтика. Скорее, наоборот, реалиста и прагматика. Задачи переплюнуть Захарова и Гайдая он просто не ставил.

Поэтому и сравнивать с ними «Бендер. Начало» не стоит. Ну потому что это будет избиение, поток издевательств и унижений. Сравнения с «Двенадцатью стульями» 2005-го и «Золотым теленком» 2006-го тоже не совсем корректны — у тех хотя бы была литературная основа, Фоменко и Меньшиков произносили текст Ильфа и Петрова. Правда, помогло это им не особо.

Слова для новой инкарнации Бендера писал Олег Маловичко («Мажор», «Метод», «Шерлок в России», «Союз спасения» и прочие «Елки» и «Выкрутасы»), а режиссировать наняли Игоря Зайцева («Каникулы строгого режима», «За час до рассвета», «Диверсант-2», «Великая»). Ориентировались они не на Захарова с Гайдаем, до которых все равно не дотянуться, а попытались стилизовать историю главного советского трикстера под плутовские романы, популярные сейчас, среди современных людей, в 21 веке, — «Пираты Карибского моря» Гора Вербински и «Шерлока Холмса» Гая Ричи.

Начинается все в 1919 году в Петрограде. С того, что Троцкий, в рамках обмена культурных ценностей Российской империи на оружие и боеприпасы, продает американцам гигантский золотой, обсыпанный бриллиантами жезл графа Румянцева. За один миллион долларов. Троцкий покупает на миллион винтовки, а жезл отправляет на поезде в Крым, откуда он должен будет отправиться морем куда-то дальше. Впрочем, неважно куда, потому что до моря жезл не доберется.

Турецкоподданный Ибрагим Бендер натыкается на золотой фаллический объект совершенно случайно, когда поезд с жезлом проезжает мимо станции, на которой папу великого комбинатора как раз вешали. С этой сцены и начинаются масштабные заимствования у англосаксонского кинематографа. Бендера вешают так же, как Воробья в «Проклятии Черной жемчужины», которого вешают так же, как Филина в «Хорошем, плохом, злом», которого вешают так же, как… неважно, впрочем, кого.

Важно то, как решают эту сцену Цекало, Зайцев и Маловичко. Веревку, на которой подвешивали Филина, в последний момент перешибал пулей Клинт Иствуд, который делал это в рамках долгоиграющей аферы, инициаторами которой они с Филином являлись. Побег Воробья был организован Орландо Блумом с театральностью балетной партии — акробатическими прыжками, комическими драками и изобретательной погоней с участием веревки. А Безруков просто перерезает эту самую веревку взявшейся из воздуха бритвой. Но делает он это под музыку, которая почти ничем не отличается от генеральной темы «Пиратов Карибского моря». И зрители понимают: о, так он же типа такой русский Джек Воробей, а это все такие как бы «Пираты черного моря». Композитор Ryan Otter попал прям в самую десятку.

Примерно в таком же ключе все происходит и в дальнейшем. Сценарная, режиссерская, операторская, монтажная, актерская беспомощность наших кинематографистов, на фоне ими же выбранных референсов, обнажается все сильнее с каждой минутой фильма. В погоне за драгоценным жезлом Ибрагим перемещается в Солнечноморск, который всем, кроме названия, напоминает Одессу. Комиссаров там сменяют белогвардейцы, потом махновцы, а над всем этим царит мафиозный клан Мишки Япончика, которого играет восходящая звезда, наш будущий Том Харди — Никита Кологривый («Девятаев», «Чикатило», «Зоя»). В хаосе гражданской войны и бандитских разборок турецкоподданный окончательно теряет след жезла, но неожиданно находит своего незаконнорожденного сына. В борьбе за бриллиантовый фаллос отец и сын то конкурируют, то объединяются в концессию — дублируют взаимоотношения Джека Воробья и Билла Тернера. Музыкальная тема им вторит — не сомневайтесь, это все «Пираты Карибского моря по-русски», авантюрный плутовской роман про пиратов, только тут у нас, в Крыму, в 1919 году. Помните, они там на мельничном колесе катались по джунглям каким-то? Вот! Тут то же самое, только без колеса. Помните пса с ключами? Так вот у нас вместо него целый Бульдог!

Однако на одном цитировании музыкальной темы далеко не уедешь. Да и вообще, при всей их прелести и удобстве для интерпретаций «Пираты Карибского моря» — детский фильм, 6, ну максимум 12+. А «Бендер. Начало» получил прокатное разрешение на 16+. Поэтому бутафорская кровь по местным полам и стенам хлещет на все 16 не хуже, чем у Тарантино. С той, конечно, разницей, что у Тарантино никогда не бывает бессмысленного насилия. Там, где маэстро Квентин устраивает хитрую постмодернистскую комбинацию, Цекало просто палит из всех стволов и режет вены и аорты. Зато под конец показывает голую Таисию Вилкову. Причем всю целиком, а не только зону декольте.

Вероятно, создатели считают откровенные сцены и ультранасилие своими козырями и конкурентными преимуществами над многочисленными вариациями бендерианы. Но дело не только в этом. Ведь должен же обнаружиться в этой беготне за бриллиантовым хером какой-то метафорический смысл, психология, подтекст. Тем более что искомый предмет (уж простите за спойлер) так и не будет найден, его поиски отложат до следующих серий, не факт, что найдут во второй, возможно, хотя бы в третьей.

Очевидно, Цекало так понравились финансовые результаты «Гоголя», что он решил поставить этот формат, когда в кинотеатрах в течение нескольких месяцев выходит несколько фильмов, а вслед за ним по телику показывают одноименный сериал, дополненный некоторыми сценами, на поток. И забить на то, что без бриллиантового жезла «Бендер. Начало» не выглядит полноценным фильмом. Лихорадочные поиски фаллоса просто внезапно обрываются, не то чтобы на середине даже, а в некоем случайном, произвольном месте, оставляя зрителей в замешательстве и недоумении. Так что голая Вилкова и все, что с ней связано, это своеобразная компенсация за бессмысленные муки актеров.

Сложно сказать, стал ли фильм от этого лучше или хуже. С одной стороны, это, бесспорно, красиво, а с другой — ну как-то же обходились до этого режиссеры остаповского цикла без сисек и писек. Изменилось бы ваше отношение к «Золотому теленку», если бы вокруг Юрского отплясывали обнаженные красотки? Но одному человеку это порно точно пошло на пользу. Что бы там ни приготовил Цекало в следующих сериях, малышу Араму Вардеваняну будет нечего стыдиться в ряду небожителей, которые играли великого комбинатора до него.

У его Бендера был секс! С женщиной! В наше непростое время, после вчерашнего камингаута скандинавского бога Локи и внезапной гендерной нейтральности Феи-крестной — это уже что-то. Бендер — натурал. Аллилуйя!

Удачного просмотра.

Павел Матяж