В парке «Россия — моя история» состоялось открытие нового масштабного проекта «Александр Невский. Судьба в России». На официальной презентации экспозиции присутствовали министр культуры Свердловской области Светлана Учайкина, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, главнокомандующий ЦВО Александр Лапин, режиссер Никита Михалков и меценаты Фонда святой Екатерины — Андрей Козицын, Игорь Алтушкин и Андрей Симановский. Именно они спонсировали реализацию проекта, суммарная стоимость которого не разглашается.
— Наша выставка — это возможность обратиться к истокам, взглянуть на себя как преемника тех великих людей, которые закладывали основы нашей государственности и культуры.
![]() Фото: 66.RU |
---|
Никита Михалков, который первым прошелся по пространству музея, заявил, что эта выставка должна работать 24 часа 7 дней в неделю.
— Очень важно, что выставка открылась в городе с такой невероятной судьбой. Я считаю, что она — не просто познавательная. Это некий сакральный разговор о человеке. Рассказ не только о его силе, но и о слабостях, страстях и сомнениях. Низкий поклон Фонду святой Екатерины за эту экспозицию. И флаг им в руки. У них есть возможность, они должны двигаться дальше.
![]() Фото: 66.RU |
---|
Экспозиция раскинулась на 800 квадратных метрах и заняла весь второй этаж парка. Ход повествования выставки идет в логическом порядке — от рождения, через постриг, изгнание из Новгорода, Невскую битву, Ледовое побоище, возвращение в Новгород, встречу с ханом Батыем и смерть.
![]() Фото: 66.RU |
---|
«Идея была в том, чтобы создать экспозицию, которую можно прожить вместе с героем. Нам понадобилось около 15 грузовиков, чтобы доставить в музей декорации и технические приспособления для этой выставки», — говорит Фабио Каччатори, основатель итальянской компании Illogic, которая занималась оснащением выставки.
![]() Фото: 66.RU |
---|
При этом это мало похоже на классический формат музея: все пространство интерактивно и без участия человека не оживает. Так, например, рядом с залом, который рассказывает о постриге Невского, есть специальное помещение, где каждый с помощью 3-D очков может пострелять из лука по животным или сразиться на мечах с тевтонцами. Также посетители выставки могут погулять по улицам Великого Новгорода, заглянуть в дома и услышать звон вечевого колокола.
![]() Фото: 66.RU |
---|
Но все же главным и самым насыщенным на инновации залом является зона Ледового побоища. Здесь используется технология прямого взаимодействия на все чувства человека. В зале холодно, пол дрожит, будто под вами трещит лед, искусственный туман создает имитацию изморози. Вы как будто стоите посреди Ледового побоища.
Созданием визуального ряда Ледового побоища занималась студия Territory, принимавшая участие в съемках картины «Манк» Дэвида Финчера («Оскар-2021» в номинации «Лучшая операторская работа»).
![]() Фото: 66.RU |
---|
Все остальное повествование выставки дополнено ожившим комиксом. Над созданием этого графического романа работала большая команда, целью которой было, чтобы посетитель мог «зайти» в рисованную историю.
![]() Фото: 66.RU |
---|
Еще одна интерактивная проекционная инсталляция рассказывает о дипломатическом пути Александра Невского, который во многом определил судьбу России на несколько веков. В конце экспозиции можно увидеть храмы, которые сегодня по всему миру носят имя князя.
![]() Фото: 66.RU |
---|
— Если бы мне было сейчас 12–14 лет и я сходил на эту выставку, то это имя — Александр Невский — впечаталось бы в мое сознание. И я бы на всю жизнь помнил о его деяниях. Не сомневаюсь, что те ребята, которые пройдут эту выставку, когда будут писать это сложное ЕГЭ, — они тему сдадут на отлично.
![]() Фото: 66.RU |
---|
Часть выставочного пространства уральской выставки, созданная музеем, появится еще в 23 городах России. Речь идет об иллюстрированном трагическом эпосе, над которым работали 25 экспертов: историки, motion-дизайнеры, художники и колористы из России и Европы. Рабочая группа была сформирована по итогам 170 собеседований, а основой для вдохновения послужили, например, даже те вещи и элементы одежды, которые были найдены во время раскопок. Специально для этого графического романа было написано девять музыкальных композиций — авторами выступили дирижер «Другого Оркестра» Александр Жемчужников и музыкант и публицист Николай Шабуневич.