Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Страх и ненависть в Лас-Вегасе. Павел Матяж о фильме «Армия мертвецов»

29 мая 2021, 16:03
Страх и ненависть в Лас-Вегасе. Павел Матяж о фильме «Армия мертвецов»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Величайший визионер современности Зак Снайдер снял для Netflix новое постмодернистское метакино. На этот раз на стыке остросюжетного детектива и фильма ужасов. По сюжету команде наемников поручено ограбить хранилище казино в Лас-Вегасе. Вот только защищают деньги не вооруженные охранники и кодовые замки, а целая армия голодных зомби.

После самоубийства дочери Зак Снайдер ушел из большого кино. И, можно сказать, что так и не вернулся. Два его фильма, которые появились в 2021 году, сделаны для стриминговых сервисов, в кинотеатрах их не найти. Но дело, конечно, не только в этом.

По итогам знаменитого «Снайдерката» перемены, произошедшие с режиссером, были не так очевидны — несмотря на основательный перемонтаж, это все-таки «Лига справедливости» от DC, в смысле большой студийный блокбастер. А вот «Армия мертвецов» — совсем другое дело.

Идею ограбления казино в мире зомби-апокалипсиса Снайдер вынашивал много лет, сам написал сценарий, режиссировал, продюсировал и даже операторствовал. Снайдеру была предоставлена максимальная свобода, и обвинить кого-то в давлении или цензуре никак не получится. Вот так Зак теперь представляет себе зомби-хоррор, с которого начинал свою карьеру 17 лет назад. Как возможность выяснить отношения с дочерью. Есть в этом какая-то злая ирония, если подумать.

Но обо всем по порядку. Пентагоновский грузовик был неподалеку от Барстоу, когда столкнулся с очень странной парочкой в кадиллаке. В машине, к сожалению или счастью, оказались не доктор журналистики и его адвокат, а двое страстных новобрачных. Молодожены в результате столкновения умерли — что поделаешь, любовь и смерть всегда идут рука об руку, особенно в фильмах Снайдера. А сверхсекретный груз, который перевозили военные, вырвался на свободу, поубивал всех своих попутчиков и превратил их в зомби. В следующей сцене компания мертвяков добралась до Лас-Вегаса.

Вегас — идеальный город для зомби-апокалипсиса. Людей внутри очень много, живут и работают скученно, большими коллективами в замкнутых пространствах. Зато вокруг города — пустыня на много квадратных километров. Так что локализовать угрозу властям удалось эффективно и быстро. С помощью военных вертолетов и множества металлических грузовых контейнеров. Большая часть жителей Лас-Вегаса в итоге этой спецоперации, конечно, умерла и превратилась в зомби, но за пределы импровизированного железного занавеса им теперь не выбраться.

Спецназовец Скотт Уорд (Дэйв Батиста) был одним из тех, кому это удалось. Он с коллегами эвакуировался из опасной зоны вместе несколькими вип-персонами. Эта захватывающая история разворачивается в первые пять минут, в ходе фирменных снайдеровских вступительных титров, в мощном рапиде и под кавер Viva Las Vegas. В принципе, дальше можно не смотреть. Все самое увлекательное и интересное, концентрат своих идей на тему зомби-апокалиптики Снайдер выдал в эти несколько мгновений. Но тогда вы не услышите другие каверы на популярные песни, не узнаете, как отобрать 200 миллионов долларов у армии мертвых за пару часов до финального удара атомной бомбы, и не увидите восставшую из ада белую тигрицу по кличке Валентайн.

Это отсылка к компьютерной игре Fallout: New Vegas. Из этой же вселенной и ловушки, которыми нашпиговано денежное хранилище казино. Вот тут режиссер остался верен себе: разнообразных отсылок, цитат и пасхалок в «Армии мертвых» невероятное множество. Сюжет напоминает и «11 друзей Оушена», и «Великолепную семерку», но больше всего похож на «Чужих», с живыми мертвецами вместо ксеноморфов, даже нанятый злодеем-капиталистом предатель на месте. Нулевого пациента и по совместительству лидера зомбарей зовут Зевс, два небоскреба посреди Стрипа — Содом и Гоморра, а сейф на многометровой глубине под Вегасом, в самом сердце тьмы, — не иначе как Götterdämmerung, в смысле «Гибель богов», как оперу Рихарда Вагнера.

Скорее всего, это уже такая пост-мета-самоирония, ну не может же Зак не осознавать, что он перебарщивает с этими постоянными библейско-античными аллюзиями? Но, так или иначе, оперного пафоса, по крайней мере на уровне сценария, в «Армии мертвецов» хоть отбавляй. А вот с формой, фирменным снайдеровским перфекционизмом произошло что-то странное. Снайдер-оператор позволяет себе некоторый расфокус, блики, засветы и прочие милые натуралистические шероховатости. Или это он так цитирует «28 дней спустя»?

Вообще, в целом натурных съемок непривычно много для Снайдера. В «Хранителях», «Спартанцах», «Запрещенном приеме», фильмах про Супермена и Бэтмена вся драма и апокалипсис разворачивались на зеленом фоне, под контролем суперпрофессионалов по боевому CGI. А в «Армии мертвецов» даже мертвецы по большей части сыграны живыми людьми, загримированными, как в ветхозаветные ромеровские времена. И выглядит этот натурализм также. В смысле довольно комично.

Возможно, Снайдер этого и добивался. Наворотить трэшака, нарисовать стриптизершам и крупье трупных пятен по всему телу, выставить против них команду тестостероновых спецназовцев, будто вышедших из какого-то фильма Майкла Бэя, и заставить их всех мочить друг друга в интерьерах компьютерной игры про постапокалиптический Лас-Вегас. Безумие какое-то.

Чтобы за всем этим угаром никто не заметил трогательный диалог отца и дочери, который они ведут посреди кромешного ада, в периоды затишья после стрельбы или даже в процессе мочилова. Говорят о чувствах, любви и ненависти, спорят о свободе, кино и волонтерстве, шутят об инклюзивности и вегетарианстве. А еще про булочки с омарами и тофу. Даже немного неловко, как будто прочитал чью-то личную переписку.

Ничего подобного невозможно было представить в предыдущих работах Снайдера, которые он производил для корпорации Уорнеров. Величественных и безупречных, сделанных на пределе человеческих возможностей, повествующих о богах и героях. А с Нетфликсом Зак как будто в первый раз в жизни расслабился и спустился с небес на землю. В итоге получился очень странный, но, несомненно, самый авторский и нежный из всех снайдеровских фильмов. Хотели мы увидеть его таким или нет.

Удачного просмотра.