Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Неожиданно убого. Павел Матяж – о том, что не так с новым сезоном «Любви, смерти и роботов»

16 мая 2021, 13:03
Неожиданно убого. Павел Матяж – о том, что не так с новым сезоном «Любви, смерти и роботов»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Второй том научно-фантастической анимационной антологии «Любовь, смерть и роботы», который Netflix выложила 14 мая 2021 года, разочаровал большинство своих поклонников. Как же так?

Первый сезон «Любви, смерти и роботов» стал настоящей революцией, уникальным, грандиозным, эпическим прорывом. Это была мощнейшая коллекция различных художественных стилей, способов повествования, точек зрения, очень крутых сюжетов, теорий. Ощущение от просмотра можно было сравнить с прочтением сборника рассказов Дика, Гибсона, Шекли, Саймака, Гаррисона, Хайнлайна, Симмонса, Воннегута, Толкиена, Берджеса, Брэдбери, Кларка, Герберта, Ле Гуин, Лема, Азимова, Желязны и Стругацких. Если представить, что все они написаны не в 1960-е, а в 2010-е.

Такому непросто соответствовать. Во втором сезоне Финчер, Миллер и их уже не такие многочисленные соавторы не смогли удержать набранную высоту, рухнули и разбились. Не сказать, чтобы прямо вдребезги и на мелкие кусочки. Графически и визуально новые серии наследуют первому сезону. Но вот сюжетно и интонационно заметно отстают.

Во-первых, их почти в три раза меньше. Восемь вместо восемнадцати. Восемь серий, которые могли бы стать восемью бриллиантами, блистающими разными гранями, выглядят довольно бледно, а что самое печальное — монотонно.

Есть история про старушку, которая несколько минут сражается со взбесившимся роботом-пылесосом. Она, пожалуй, самая яркая, не зря Финчер с Миллером поставили ее в начало сериала. Следующая про последнего не генно-модифицированного человека. Он оказался на далекой ледяной планете и должен доказать биороботам, что люди еще чего-то стоят. Новелла про альтернативное будущее, где люди обменяли детей на бессмертие. Любовная история мутанта и киборга посреди пустыни. Лавкрафтианский хоррор про траву. Рождественский ужастик про инопланетного Санту. Человеконенавистнический рассказ про разлагающийся труп великана. И самый, пожалуй, жуткий в своей натуралистичности опус, где умирающий от рака Майкл Б. Джордан играет тяжелораненого космонавта, запертого наедине со взбесившимся роботом на краю галактики.

Все восемь серий объединяет мрачный, депрессивный настрой. Герои умирают, страдают и мучаются от своей глупости, слабости, серости и ограниченности. Ну и еще от одиночества. Само по себе это неплохо. Некоторая социопатия, мизантропия, пессимизм и скепсис в разумных пределах могут стать питательной основой для увлекательной истории, будь то «Чужой», «Терминатор», «Хранители», «Особое мнение», «Призрак в доспехах» или «Бегущий по лезвию». Все эти фильмы стали культовой классикой именно за счет этой своей брутальной, безысходной мрачности.

Но когда подобный мотив рефреном один за другим наполняет восемь коротких мультипликационных сюжетов в 2021 году на «Нетфликсе» – это совсем не круто. Возможно, на настроении создателей так сказалась пандемия, ограничительные меры и все прочее. Но это не повод превращать научно-фантастическую антологию, на которую последние два года молились все гики планеты, в коллективный сеанс психоанализа. Тем более что от реальной депрессии такая терапия вряд ли поможет. Вместо того чтобы удивлять и радовать незашоренностью, свежестью идей, разнообразием стилей, мыслей, подходов, «Любовь, смерть и роботы» вызывает зевоту.

Единственным достоинством второго тома является его краткость. Вот тут молодцы: 13+13+18+18+11+7+14+14 = 108 минут, и вы свободны. Но лучше пересмотрите первый сезон. Первые несколько секунд самой первой серии перечеркивают все восемь новых. Как же это было круто.

А еще лучше зацените «Митчеллы против машин» — новый мультик от Sony Pictures Animation (c 30 апреля на Netflix). Его совсем недавно реализовали сценаристы «Гравити Фолз» Майк Рианда и Джефф Роу в компании с дерзкими продюсерами-дебютантами Филом Лордом и Кристофером Миллером. Вот где по-настоящему прорывная анимация и реально современное кино, без всяких «но» или «если». Финчер курит.

Удачного просмотра.