Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Вместо Турции на майские я поехал по России и потратил те же ₽90 тыс. Записки внутреннего туриста

Вместо Турции на майские я поехал по России и потратил те же ₽90 тыс. Записки внутреннего туриста
Фото: 66.RU
В ноябре мы с семьей добротно отдохнули на ол-инклюзиве с теплым морем, античными руинами и лобстером. В мае решили повторить, но тут в Турции неожиданно нашелся некий вирус. Планы пришлось экстренно менять: Волга вместо Средиземного моря, копченый судак вместо омара, заброшенные руины какой-то одной церкви и разваленные руины какой-то другой церкви – вместо желтого круга Арены.
Фото: 66.RU

«Городец **** в попец», — во времена моего отрочества гласила надпись угольком на стене незаконченной стройки. До сей поры это были все мои познания об этом городе, но 2021 продолжает открывать нам глубины внутреннего туризма. Так я узнал, что Городец вообще-то — 1152 года постройки. И там умер Александр Невский — но не тот, что недободибилдер и плохой актер, а Великий Князь.

Фото: 66.RU

А вокруг Городца есть прекрасные населенные пункты с поэтичными названиями Урково и Могильцы. Где ни ставь ударение, а знакомиться ближе не хочется. Но — придется, как и познать рекреационный потенциал Вичуги, Верхнего Ландеха и Палеха.

Что еще можно узнать, если прямо сейчас выехать на трассу «М7 — Волга» и поехать в сторону Золотого кольца? Можно узнать, что

М7 все еще не доделали

«Путин поручил за три года дотянуть скоростную трассу от Казани до Екатеринбурга»

Ха. Ха. Ха.

Это добрых 1000 километров, и Татарстан со своей стороны ковыряет эту трассу уже 10 лет — и это только на моей памяти. В 2011–13 в их краях «М7» выглядела так:

Фото: 66.RU

Сегодня ее продолжают делать-переделывать, так что сотню-другую километров придется потошнить по стройке с лимитом 50 км/ч под неусыпным оком спид-камер.

Фото: 66.RU

Зато там, где «М7» сделали, — лепота: стабильные 4–6 полос, прекрасная видимость днем и ночью и даже логичная расстановка знаков ограничений скорости.

Фото: 66.RU

Но еще лучше удался строителям участок по Чувашии: отбойники, катафоты, освещенные пешеходные переходы — несколько сотен километров чистой Европы.

Фото: 66.RU

Правда, опять не в сторону Екатеринбурга, а совсем в другую. И не за три года: по этому направлению я езжу регулярно с 2011-го, и комфортно передвигаться по Чувашии стало только зимой 2019-го.

Видимо, там Путин не поручал, за три года никто и не старался уложиться ¯\_(ツ)_/¯

Безнал оказался сильней

Какое-то время назад мы с Яковом Михайловичем Можаевым (дорогим) имели диспут на тему «Нал как пережиток мрачных времен — или еще поживет?». Ресторанный гуру апеллировал к сельским гурмэ-ярмаркам с локальными специалитетами, которые по NFC, дескать, не купишь.

Фото: 66.RU

…И вот я поворачиваю с замшелой трассы Нигде в сторону Верхнего Ничто и закупаюсь в мутном придорожном ларьке свежайшим волжским судаком с нежной текстурой созревшей плоти, словно набросанной ранними импрессионистскими мазками Серова. И плачу́ за них, конечно же, «Гугл Пэем», потому что в России почти везде есть «Гугл Пэй» и все остальные страны нам завидуют.

Фото: 66.RU

Если и есть хоть что-то светлое во внутреннем туризме, так это возможность купить воблы по «Гугл Пэю», а не носить с собой мятые купюры как наследие мрачных времен.

Минин и Пожарский: протест, который смог

Если ехать от Нижнего Новгорода до Москвы, то можно ненароком повторить путь ополченцев Смутного времени. Что логично: они от Нижнего шли до Москвы. Пройдя, в частности, через Кинешму — лубочный городок с видовой набережной а-ля «Жестокий романс» Рязанова.

Фото: 66.RU

Московские снобы говорят, что Кинешма хороша минут на 15 — это неправда: если пройти по набережной туда-обратно, то это уже полчаса. А если приостановиться в ботеле («boat hotel», отель на воде), то можно отведать кулебяки, да под сметаною, да с хреновухою такой ядреною.

Фото: 66.RU

Категорически рекомендую залегать на дно вместо Брюгге — потому что Брюгге не светит еще долго.

Затопленный город на «-еж» реально существует

Есть в разных культурах сказания о затопленных утопических городах — символах иной, не нынешней, духовности и порядочности. В античности это Атлантида, в наших реалиях — Китеж-град. Его даже Лара Крофт недавно расхищала. Правда, в представлениях разработчиков Kitezh находится в Siberia, а сама художественная Siberia почему-то напоминает горы Непала.

На самом же деле Китеж-град утонул на озере Светлояр, что под Нижним. Или не утонул. Но в XX веке его судьбу точно повторили десятки реальных городков разного размера и значения. Они ушли под воду во время строительства Горьковской ГЭС, четвертой ступени волжского каскада электростанций.

Фото: 66.RU

Получившееся Горьковское водохранилище, оно же «Горе-море», затопившее не один десяток населенных пунктов разной степени древности

Они в этом не одиноки — при строительстве советских ГЭС города и села топили массово (см. повесть Распутина «Прощание с Матёрой»), но Пучеж особенно жалко, потому что оригинальный город хоть и помоложе рифмующегося Китежа, но тоже немолод — ранних 1600-х годов. И вместе с ним затонули памятники зодчества XVI–XVIII веков.

Сейчас это райцентр с длинной береговой линией и новеньким нарядным пляжем. Так что если на Адриатику летом не пустят (а точно не пустят), то вы знаете, куда ехать греться и купаться.

Отели в с. Шайдурово Вичугского района — не то же самое, что отели в Тоскане

Хотя визуально похожи. И стоят одинаково: минима пятерку в сутки (~€48) за номер без учета СПА, гриль-зоны и кормежки в целом. Зато вокруг — березки, ландшафтный дизайн, садово-парковая скульптура, эко-френдли и фэмили-приветливо.

Фото: 66.RU

Но где-то следом тебя настигает реальный бич внутреннего русского туризма. Он как в том анекдоте про поручика Ржевского: мол, у нормального гусара должна быть легкая небрежность — или ширинка расстегнута, или штанина в дерьме. Вот наш внутренний туризм — он такой же.

Фото: 66.RU

В самом пафосном ресторане Плёса (где, судя по фото на стенах, не брезгует столоваться некто Д. А. Медведев с супругой Светланой) тебе в рамках комплексного обеда за ₽2500 (цена на одного) могут подать стакан тухлой воды из-под крана (и долго объяснять, что это нормально, вода из-под крана, да, но скважина артезианская, а что гнилью воняет и канализацией — так мы сейчас на «Эвиан» заменим).

Фото: 66.RU

А в другом — менее пафосном, но тоже с московскими ценами, ресторане «дачного отеля» ты за полтора часа с момента заказа не дождешься аперитива и еды. А когда еду принесут, выяснится, что официант забыла гарнир, но сейчас принесет — и не приносит.

Фото: 66.RU

И ты уходишь спать трезвый, голодный и злой, потому что никто и не обещал легкой жизни при закрытых границах, в которых заперты миллионы туристов без турецкого ол-инклюзива.

Фото: 66.RU

Пять простых примеров разницы туризма внешнего и не внешнего




Некоторые траты

  • топливо на 3900 км пути со средним расходом 6,3 л/100 км: ₽12 107
  • проживание: от ₽5000 в сутки (номер Standard, завтрак)
  • спа-зона: от ₽2500/час (минима 2 часа)
  • средний чек в ресторане: ₽2200–2500 на двоих