Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Планы на выходные от Павла Матяжа: шесть очень разных фильмов про Чернобыль

1 мая 2021, 10:28
Колонка
Планы на выходные от Павла Матяжа: шесть очень разных фильмов про Чернобыль
Фото: Павел Матяж, Анна Коваленко, 66.RU
Чернобыльской трагедии – 35 лет. По просьбе редакции 66.RU кинокритик Павел Матяж посмотрел с десяток фильмов об аварии на АЭС, снятых за это время. Выбрал из них шесть самых разных и интересных: и российских, и зарубежных. Заметил интересную тенденцию. Иностранцы, как правило, снимают про Чернобыль дотошно историчное кино, которое прежде всего задается вопросами «Почему это случилось?» и «Кто виноват?». А русский кинематограф эти вопросы предпочитает игнорировать, зато сосредотачивается на судьбах людей и целых поколений, вписанных в контекст творящейся вокруг катастрофы.

«В субботу»

  • Драма, 99 минут
  • Режиссер Александр Миндадзе
  • Кинокомпания «Студия «Пассажир», кинокомпания «SOTA Cinema Group», кинокомпания «Нон-стоп продакшн», концерн «Бавария Фильм», Россия, Германия, Украина, 2011 год
Фото: Кадр из фильма «В субботу»

Самый лихорадочный и суматошный фильм о Чернобыле. Диспетчер АЭС Валера (Антон Шагин) прибегает на станцию через пару часов после аварии, там он тайком пробирается на сверхсекретное правительственное совещание, где жирные партработники орут друг на друга и принимают решение не разглашать информацию о радиационном заражении жителям Припяти.

Валера вместе с одним из начальников едет к разрушенному энергоблоку, чтобы на месте оценить масштаб угрозы. Они вылезают из машины, понимают, что обречены, и начинают душить друг друга. Валяются среди радиоактивных обломков и орут. Чем это кончилось для партийного чиновника, неизвестно. Потому что фильм не про чиновников, и вообще не совсем про Чернобыль, а про Валеру.

Валера бежит в Припять, кроме него в городе никто не в курсе про аварию на станции, но Валера никому ничего не говорит, а вламывается в женскую общагу, хватает какую-то бабу, они вместе пытаются выбраться из города, но опаздывают на поезд, бегут куда-то дальше, расстаются, встречаются и попадают на свадьбу.

Выясняется что Валера – музыкант, барабанщик в группе, которая лабает на этой свадьбе. В зале сотни людей, у Валеры перед лицом микрофон, он мог бы прямо сейчас предупредить всех об опасности. Но вместо этого он поет запрещенную песню, и все начинают колбаситься, как в последний раз. Никто, кроме Валеры, не в курсе, что этот раз действительно последний и каждую секунду кости и кровь всех присутствующих получают дозу радиации.

Все это снято в несколько авангардной манере, ручной камерой, длинными суперкрупными планами. Большую часть времени зритель дышит в затылок главного героя, как будто бежит вместе с ним. И мы видим все глазами участника трагедии. Ни о причинах взрыва, ни о его последствиях в фильме не говорят ни слова.

«Чернобыль»

  • Драма, история, 136 минут
  • Режиссер Данила Козловский
  • «Централ Партнершип», DK Entertainment, Киностудия КИТ, «Нон-стоп продакшн», «Кинопрайм», Россия, 2021 год
Фото: Кадр из фильма «Чернобыль», 2021

Самый старательно сделанный фильм о Чернобыле. Тоже довольно эгоцентричный. Только вместо Валеры тут Данила. Пожарный Алексей (Данила Козловский) хочет перевестись из Припяти в Киев. Он бухает с бывшими коллегами, встречает бывшую любовницу (Оксана Акиньшина), с которой расстался десять лет назад. У нее есть сын Алеша, которому тоже 10 лет. И это не совпадение.

Алексей зовет бывшую и ребенка с собой. Потом снова передумывает. Уходит и возвращается, мечется и паникует. Представление героя занимает у Козловского 50 минут. Потом реактор взрывается и избавляет зрителей от истеричной мелодрамы, а Алексея –от необходимости принимать сложные решения.

Бравый пожарный, несмотря на увольнение, с головой бросается в самое пекло. Организм Алексея демонстрирует феноменальную стойкость к радиации, поэтому герой гибнет не сразу, а после целой серии подвигов. За 136 минут актер Козловский спасет мир четыре раза, сначала как пожарный, потом как санитар и дважды как подводник.

Режиссер Козловский довольно внимателен к деталям, раздобыл где-то массу винтажных автомобилей и в нужные моменты включает Цоя или Пугачеву. По российским меркам «Чернобыль» снят довольно круто, хотя со звуком творится что-то неладное, половину слов невозможно разобрать. Возможно, режиссер Козловский просто не обратил на это внимания, потому что был слишком увлечен самим собой.

Это самый козловскоцентричный фильм о Чернобыле. Данила тут в центре доброй половины кадров. В итоге история получилась как бы не про самый жуткий в истории человечества взрыв на атомной станции, а про крутого парня, который в огне не горит и в воде не тонет и целыми днями только и делает, что спасает мир от опасностей. Его можно отправлять взрывать летящий к Земле астероид, в Антарктиду замораживать обратно полярные льды или в Пентагон предотвращать третью мировую. Данила справится, ты только свистни.

Хотя есть вещи, на которые даже у Данилы не хватает смелости. Назвать виновников трагедии, произнести вслух конкретные, не вымышленные имена и фамилии. Вопросы об этом в кадре звучат, но остаются без ответа. Ну, он хотя бы попытался.

«Распад»

  • Драма, фильм-катастрофа, 102 минуты
  • Режиссер Михаил Беликов
  • Киностудия им. А. Довженко, СССР, 1990 год
Фото: Кадр из фильма «Распад»

Самый эмоциональный фильм о Чернобыле. Но одновременно самый точный и атмосферный. Бессмысленно рассуждать про аутентичность показанных событий или фактуры, поскольку снято все практически вживую, в зоне трагедии и по горячим следам. Создателям не нужно было разыскивать реквизит, запариваться за костюмы или локации. Они снимали на территориях Украинской и Белорусской ССР, в Киеве и Припяти. Понятное дело, что самые горячие точки – с вертолетов. На съемках картины никто не пострадал.

Другое дело, что сюжетная линия и посыл фильма несколько отвлекают от самой трагедии. В центре истории – персонаж Шакурова, журналист из Киева. Жена изменяет ему с мелким советским чиновником, которого играет артист Горбунов. Он один из тех, кто в курсе реального положения дел в Чернобыле, поэтому увозит семью журналиста подальше от зоны поражения, а самому Шакурову пробивает пропуск в Припять, и все остальное мы видим его глазами.

Но есть еще романтическая линия совершенно неузнаваемого Серебрякова, который женится на Могилевской. Сцена свадьбы, которую ничего не подозревающие советские люди играют через несколько часов после катастрофы, потом будет цитироваться практически в каждом последующем фильме о Чернобыле. Так же как образ обнаженных влюбленных, которых настигают посреди отравленного радиацией леса солдаты в противогазах и химзащите.

Самих последствий облучения в «Распаде» не показывают. Тут ни с кого не слезает кусками кожа, и сцен с пострадавшими не так много. Есть только один душераздирающий момент с ребенком и котенком. Этот короткий, но суперэмоциональный эпизод дает «Распаду» огромную фору перед более поздними и дотошным картинами. Хотя в целом, в смысле внимания к деталям и фактам, фильм им и проигрывает.

«Распад» снимали в 1990-м. Тогда режиссера и сценаристов интересовал уже не Чернобыль как таковой, а распад СССР. Этот распад они там все дружно предчувствуют и в названии зарифмовывают с ядерным распадом. В итоге самой аварии в кадре нет, но атмосфера, ощущение эпохи превращают «Распад» в уникальный фильм-документ.

Хаос и паника, которые творились в головах людей перед распадом СССР, впечатались в пленку. На глазах изумленной публики отравленная радиацией и всеобщим безумием гибнет целая страна, эпоха, поколение, уж извините за высокопарный слог. А низкое качество сохранившихся копий только добавляют шарма этому апокалиптическому видению.

«Чернобыль: Последнее предупреждение»

  • Драма, фильм-катастрофа, 95 минут
  • Режиссер Энтони Пейдж
  • Roger Gimbel Productions, Turner Pictures, США, Великобритания, СССР, 1991 год
Фото: Кадр из фильма «Чернобыль: Последнее предупреждение»

Самый документальный из художественных фильмов о Чернобыле. Не менее жесткий и натуралистичный, снят всего на год позже «Распада», но уже американцами, хоть и в совместном с нашими производстве. Удивительным образом демонстрирует огромную разницу между русскими и американцами в подходе к разработке идеи, сценария. Американцы зрят в корень, не отвлекаются на бытовые проблемы простых русских людей и сразу задают вопрос «кто виноват?». А потом полтора часа пытаются ответить на него.

Реконструируют все, что произошло в 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС. До, после, а главное, во время аварии. Поэтому показывают инженеров станции и буквально по минутам рассказывают, кто на ком стоял и какую кнопку нажал. А уже потом переходят к начальству, которое приезжает и пытается переложить друг на друга ответственность. Но показывают и смертников-пожарных, и смертников-солдат, и смертников-врачей скорой помощи, и обычных граждан, хотя уделяют им не очень много времени.

Значительно жестче и скрупулезнее всех российских и советских кинематографистов рассматривают медицинскую сторону вопроса. В фильме несколько жутких сцен с облученными умирающими ликвидаторами и врачами, которые ничем не могут им помочь.

Минусом «Чернобыля» можно назвать главного героя фильма – вымышленную фигуру американского врача гемолога и радиолога, которого играет Джон Войт. Он приезжает в Москву с гуманитарной миссией, чтобы спасать от лучевой болезни советских людей, понимает, что тут уже никого не спасти, и произносит в финале программную речь-предупреждение человечеству.

«Мотыльки»

  • Мелодрама, драма, мини-сериал, 4 серии по 52 минуты
  • Режиссер Виталий Воробьев
  • Film.ua, Украина, 2013 год
Фото: Кадр из фильма «Мотыльки»

Самый подробный и обстоятельный рассказ о Чернобыле из тех, что сняты на русском языке. Фильм рассказывает о семье Широковых. 25 апреля 1986 года две сестры, Аля и Марьяна, отправляются из Киева в Припять на выходные. По дороге их «копейка» глохнет прямо напротив 4-го энергоблока злополучной станции. Девочки становятся единственными жителями Земли, которые видят взрыв и летящие во все стороны радиоактивные обломки своими глазами. Правда, не понимают, что это значит, как не понимают, что получили громадные дозы облучения.

Их папа-военный возвращается из Афганистана и тоже оказывается прикомандирован к воинской части в районе Припяти. Он отправляет вестового Павла Державина (Юра Борисов) передать дочерям записку. Паша и Аля влюбляются.

Но протяжении четырех серий в эпицентре глобальной катастрофы развивается история любви. И этот душераздирающий романс смертельно облученных Ромео и Джульетты – не единственный отвлекающий маневр создателей фильма. Будет медицинская линия ее сестры и трусливого доктора, детективная линия мародеров и милиционеров, и много чего еще. Сценаристы и режиссер «Мотыльков» готовы обсуждать что угодно, лишь бы не отвечать на вопрос о причинах трагедии.

Но все-таки четыре серии по 52 минуты — это уйма времени. Поэтому в фильме довольно подробно описаны все программные подвиги ликвидаторов: доблестные пожарные, солдаты-«добровольцы», которых отправили чистить крышу от графита, врачи скорой помощи. А также действия военных: попытки заливать реактор водой, крушение вертолета, зачистка территории, отстрел собак, ряды аккуратных «Икарусов» для эвакуации жителей Припяти, брошенные школы, детские сады, больницы и могилы, залитые бетоном.

Всей этой фактуры так много, что сериалу хочется простить сценарные нелепости, неловкую актерскую игру и довольно формальное обращение с реквизитом. «Мотыльки» – определенно лучший из всех фильмов о Чернобыле, снятых нашими людьми. Хоть он и украинский.

«Чернобыль»

  • Историческая драма, триллер, мини-сериал, 5 серий по 60 минут
  • Режиссер Крейг Мейзин
  • Sister Pictures, The Might Mint, Word Games, США, Великобритания, 2019 год
Фото: Кадр из фильма «Чернобыль», 2019

Лучший из ныне существующих художественных фильмов о Чернобыле. Глубокий и скрупулезный анализ причин трагедии, ее последствий, а также всей лжи и пропаганды, которая распространялась советскими чиновниками, чтобы скрыть правду. С указанием конкретных виновников, с именами, датами, со ссылками на исторические документы и другие источники.

При том что «Чернобыль» Крейга Мейзина — это не документалка. В некотором смысле он объединяет в себе все достоинства предыдущих фильмов из этого списка, но у него нет их недостатков. Да, есть некоторые исторические неточности, а одно из главных действующих лиц выдумано, но это совершенно не портит сериал в целом. Все эти вещи оправданны и работают на результат.

Джаред Харрис и Стеллан Скарсгард блестяще играют реальных ликвидаторов последствий аварии Валерия Легасова и Бориса Щербину, которые в ходе фильма ведут расследование и выясняют, что главным виновником катастрофы стал Анатолий Дятлов, заместитель главного инженера по эксплуатации Чернобыльской АЭС.

Однако и другие участники этой трагедии получают свое слово. Мейзин несколько лет изучал все доступные материалы по Чернобылю, чтобы написать сценарий, он рассматривает проблему с множества сторон и получает впечатляющую, чрезвычайно убедительную картину происшествия.

Для того чтобы точно и без смысловых искажений транслировать эту картину для широкой публики и создать достоверный документ эпохи, съемочная группа Мейзина отправилась снимать в бывшие советские моногорода, которые еще сохранились на Украине и в Литве. Часть материала снимали в Висагинасе, который расположен возле Игналинской АЭС. Ее называют копией Чернобыльской. Киев снимали в Киеве. Съемки были и в самой Припяти, но за 30 лет город сильно разрушился и зарос, так что для исторических локаций он уже не подходил. Там снимали эпилог.

В результате британским кинематографистам удалось все то, чего не смогли добиться наши за все эти годы, – рассказать интересную историю, жуткую, трагическую, конечно, но невероятно эффектную, мастерски выдержав золотую середину между художественным и документальным, аутентичностью и «клюквой», реализмом и драматизмом. «Чернобыль» получил всеобщее признание критиков в России и за рубежом и номинирован на множество наград, получив в том числе десять премий «Эмми».