Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Крыжовников бракосочетает снова. Павел Матяж о фильме «Рашн юг»

5 марта 2021, 17:10
Крыжовников бракосочетает снова. Павел Матяж о фильме «Рашн юг»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Режиссер, сценарист и продюсер Жора Крыжовников произвел очередную свадебную комедию. На этот раз локацией праздника стал краснодарский поселок Лазурный, а главными героями – Стася Милославская и Семен Трескунов.

Еще не во всех кинотеатрах окончательно отгремел предыдущий проект Крыжовникова, а на экраны уже выходит «Рашн юг». Так же как в «Родных», Жора здесь официально значится лишь сценаристом и креативным продюсером. Режиссером назначен крепкий эстээсный ремесленник Антон Федотов («Кухня», «Отель Элеон», «Ивановы-Ивановы»). Но так же как и «Родные», «Рашн юг» невозможно спутать с чьим-то другим фильмом, потому что он под завязку забит фирменным жориным «крыжовником»: тут будут целые две свадьбы, три агрессивных жениха, рыдающая в истерике невеста, безумные толпы колоритнейших южных родственников во главе с Мадяновым и Робаком, орущий и бухающий Сергей Лавыгин («Горько!», «Горько! 2», «Самый лучший день»), пьяные драки, стрельба из табельного оружия, погони на экзотическом транспорте, фейерверки, моряки, казаки, коррумпированные полицейские и «Черные глаза».

Все это искрометное веселье развернется на черноморском побережье, в краснодарском местечке с живописным названием «Лазурный». Хотя стартует история немного севернее. В Воронеже.

Покой подающего надежды физика Артема Дудина (Семен Трескунов) смутила прекрасная смуглянка Ксюша (Стася Милославская). Она приехала в столицу черноземья на соревнования и буквально за секунду своего свободного падения с трамплина в бассейн воронежского универа влюбила в себя бедного студента. Доходяга Трескунов таскается теперь за грациозной нимфой, вымаливая свидание, пытается подкараулить ее у раздевалки или помочь с приобретением сувениров. Но красавица остается холодна, дает назойливому ухажеру кличку «извращенец» и первым же поездом отваливает домой в Лазурное.

Очень скоро выясняется, что это самое гуманное, что она могла сделать для бедолаги Дудина, ведь в родном поселке личная жизнь Ксении кипит и без него. Прекрасную ныряльщицу добиваются сразу два роскошных кавалера: местный оборотень в погонах Игорь (Александр Метелкин «Перевал Дятлова») и курсант морского училища Никита (Риналь Мухаметов «Притяжение», «Вторжение»).

Из всех задействованных в «Рашн юге» артистов Милославская сейчас самая звездная. 2020-й, который для многих стал убыточным и провальным, принес Стасе целых восемь новых ролей, в которых она из дерзкой провинциальной выскочки доросла до звезды спорта («На острие»), дочери Константина Хабенского («Огонь») и жены Александра Петрова («Стрельцов»), ну хотя они там потом развелись все-таки. Петров сменил Козловского на посту главного российского актера современности, и на данный момент его статус никем не оспаривается. С актрисой все не так очевидно, но похоже, что Милославская всерьез претендует на это место.

Вот и в «Рашн юге» она в самом центре мелодраматического многоугольника, все остальные персонажи вертятся вокруг нее, как спутники, перемешиваясь и сменяя один другого. Преуспевающий страж правопорядка готов ради прекрасной Ксении на любое должностное преступление. Красавец-курсант и потомственный казак также идет ради нее на определенные жертвы.

Но больше всех боли и страданий придется вынести несчастному персонажу Трескунова. Весь фильм его унижают, оскорбляют, избивают, обманывают и кидают. И именно персонаж Трескунова под давлением всех этих обстоятельств меняется. За нагромождением нелепостей и комических ситуаций скрывается своего рода история становления героя. Рашн юг для несчастного студента становится точкой инициации, местом, где он в ходе испытаний должен стать из жалкого и всеми презираемого неудачника прекрасным принцем на белом мерседесе. Ну или что-то вроде того.

Такое ощущение, что Крыжовников нарочно так выворачивает классических гайдаевских персонажей, чтобы продемонстрировать нам всем, как низко мы пали и во что превратились. Сочувствовать таким героям непросто. Полицейский обязательно коррупционер и алкоголик, спортсменка, комсомолка и красавица – истеричная стерва, бедный студент – тряпка, подкаблучник и слабак. Даже курсанта, будущего морского офицера, к которому по определению никаких претензий нет и быть не может, Крыжовников умудряется изобразить одновременно ловеласом, ревнивцем, да еще и фанатом Олега Газманова. Такая вот мета-мета, пост-пост ирония.

Впрочем, мета или не мета, но другой иронии в ближайшее время не предвидится. После кассового успеха «Горько!», «Самого лучшего дня» и «Родных», Крыжовников превратился в чуть ли не главного российского коммерческого кинематографиста. Он нарасхват, если не режиссирует сам, то продюсирует или пишет сценарий. А даже если этого не успевает, его творческий метод пытаются воспроизвести коллеги по цеху. Пока голливудские продюсеры осторожничают, наши поставили производство «крыжовника» на поток. Прямо сейчас в соседних кинозалах идет «Пара из будущего» и «Гуляй, Вася: Свидание на Бали», потом будут «Только серьезные отношения» и так до бесконечности. Такое вот импортозамещение.