Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Особенности национальной педагогики от Владимира Вдовиченкова. Павел Матяж – о фильме «Батя»

22 февраля 2021, 18:28
Особенности национальной педагогики от Владимира Вдовиченкова. Павел Матяж – о фильме «Батя»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Современный отец переживает за манеры своих детей и вспоминает 90-е, когда его самого воспитывал, как умел, крутой батя. На фоне ковра, в трениках и майке.

Москвич Макс, примерный семьянин и отец двоих детей, весь день прождал своего отца. Но батя на собственный 70-летний юбилей не приехал. Тогда москвичи решают навестить старика сами. В дороге Максу удалось наконец поближе пообщаться со своими детьми и с удивлением обнаружить, какие они гадкие и избалованные, стоит им на минуту оказаться без гаджетов и новых игрушек. Современный отец с тоской наблюдает, как они орут, матерятся и молотят друг друга, и вспоминает свое суровое постсоветское детство. И батю, который поил его водкой, включал ему порнуху, заставлял рубить головы курам и делал очень много чего еще, но тем не менее смог вырастить настоящего мужика.

У «Бати» очень эффектный трейлер. Одна за другой там следуют несколько коротких диалоговых сценок про маленького мальчика и его отца. Владимир Вдовиченков в трениках и майке, на фоне висящего на стене ковра учит ребенка жизни. «Мама – это святое», математика на кладбище, вареная сгущенка, чеснок в носу и дышание над вареной картошкой – все эти бытовые зарисовки, знакомые каждому ребенку, детство которого пришлось на 80-е и 90-е, придуманы очень точно и вызывают приступ ностальгии ничуть не менее сильный, чем «Как я съел собаку» или «Похороните меня за плинтусом». Только и в том и в другом случае воспитанием героев занимались мамы и бабушки. А тут они все куда-то делись. Так что это такой немножко «Крамер против Крамера» по-русски.

Фото: Кадр из фильма «Батя» © 66.RU

Однако оказывается, что и весь остальной фильм сделан по такому же принципу, что и трейлер. И хорошо понятно почему. «Батя» был реализован командой выходцев с канала ТНТ (Гавриил Гордеев, Антон Щукин, Артем Логинов и многие другие) и изначально задумывался как 80-серийный ситком. Каждая из серий длилась бы 1-2 минуты и ими было бы очень удобно делиться друг с другом в мессенджерах и социальных сетях.

Фото: Кадр из фильма «Батя» © 66.RU

Наверное, такое бы могло выстрелить в тик-токе в первую очередь. Проблема только в том, что это все про начало девяностых. Современные дети без посторонней помощи вряд ли поймут смысл большинства шуток, а современные взрослые привыкли к более продолжительному нарративу.

Фото: Кадр из фильма «Батя» © 66.RU

Для того чтобы превратить набор одноминутных скетчей в полнометражный фильм, был приглашен режиссер Дмитрий Ефимович. Такое кадровое решение могло показаться рискованным. Ефимович — серьезный профессионал, но он из той же самой тээнтэшной команды бывших кавээнщиков и последние 20 лет снимал «Нашу Рашу», Comedy Club и Comedy Woman, в смысле работал с тем же скетчевым материалом. У него нет опыта съемки полнометражных фильмов.

Фото: Кадр из фильма «Батя» © 66.RU

Но все получилось. Во многом благодаря гениальному кастинговому решению. Мальчик Андрей Андреев очень хорош и органичен в обшарпанных совковых костюмах и интерьерах и вообще большой молодец, но мы к нему еще вернемся. Главная удача и мощь «Бати» — Владимир Вдовиченков. Живая легенда 90-х, звезда «Бригады» и «Бумера» сделал этот фильм практически в одиночку.

Фото: Кадр из фильма «Батя» © 66.RU

Здесь нет никаких сюжетных или хотя бы речевых намеков на лихие бандитские девяностые. Но Вдовиченков самим своим присутствием создает ощущение эпохи. Его простой работяга, который обожает застолья, – фигура комическая и трагическая одновременно. Он вроде бы клон персонажа Светлакова из «Нашей Раши», но вот тут проявляется разница между кавээнщиком и драматическим артистом. Вдовиченков спивается так, как будто уходит на дно вместе со всей Советской Империей. Впрочем, в случае героя Вдовиченкова — это преувеличение или, скорее, метафора. В отличие от многих реальных бать, которые так и остались там, в девяностых.

Фото: Кадр из фильма «Батя» © 66.RU

Может показаться, что суровая фигура отца, веселые и одновременно страшные уроки жизни, которые он дает маленькому Максу, во многом совпадают с текущей риторикой официальных СМИ. Они тоже предлагают всем сплотиться вокруг похожей фигуры строгого, но справедливого отца. Ну, потому что он защитил нас всех от бандитов, спас страну от лихих девяностых и все такое прочее.

Фото: Кадр из фильма «Батя» © 66.RU

Но парадокс в том, что творческая позиция авторов делает существование такого подтекста невозможным. Они просто обожают девяностые – время творческого подъема и абсолютной свободы. И всячески подчеркивают это, технически и драматически. Эпизоды про 90-е сняты на архивную оптику, которую оператор Александр Тананов раскопал в каком-то музее кино. Поэтому они такие теплые и ламповые. Батя-Вдовиченков одним движением брови перечеркивает все педагогические метания жалких и нерешительных современных родителей, которых сыграли стендап-комик Старовойтов и младшая дочка Михалкова. Их мерзкие дети эпохи путинских нулевых постоянно противопоставляются героическому ребенку из 90-х.

Фото: Кадр из фильма «Батя» © 66.RU

В последние несколько лет снимать про 90-е стало мейнстримом. Начиная с вышедшего еще в 2010-м балабановского «Кочегара», каждый год один за другим выходят «Чужая», «Восьмерка», «Нашла коса на камень», «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», «Ёф», «Хрусталь», «Теснота», «Бык», «Печень». Это все отличное кино. Но интонация и месседж всех этих фильмов похожи. Это жесткие, кровавые истории о насилии и смерти, о том, что «каждый день стреляют, каждый день кого-то бьют».

Фото: Кадр из фильма «Батя» © 66.RU

«Батя» другой. Это очень смешное кино. Со времен «Особенностей национальной охоты» 90-е не были такими веселыми. Но только «Батя» – это еще и драма. И вот это уже благодаря детскому взгляду маленького Андрея Андреева. Снизу вверх он смотрит на ржавые гаражи и помойки, на автомобиль «Комби», на бенгальские огни на Новый год, на танк с пультом дистанционного управления, с которым можно играть в хозтоварах, на заляпанное пальцами стекло шкафа и коллекцию пластмассовых самолетиков за ним, на мир, на батю – центр этого мира, и на то, как этот мир рухнул. Так же как мир многих реальных бать, которые так и остались там, в девяностых. Сходите на «Батю». Посмотрите на них.

Смотрите этот фильм во всех кинотеатрах. В прокате с 23 февраля 2021.