1990 год. Пожилой патрульный (Дензел Вашингтон) из небольшого городка Керн, штат Калифорния, получает рутинное задание – смотаться на пару дней в ЭлЭй забрать улики. Шериф дает старику такие мелкие поручения не потому, что он идиот или чем-то провинился. Скорее, наоборот. Еще пять лет назад Джо Дикон по прозвищу Дик был старшим следователем в Лос-Анджелесе. Но, как говорят, «сгорел на работе» – получил развод, потом инфаркт и отполз умирать в захолустье.
Неожиданно командировка придает старику новые силы. В Лос-Анджелесе орудует маньяк. Убиты четыре молодые женщины, весь район в панике, пресс-конференции похожи на сводки с фронта, а у полиции уже несколько недель нет ни улик, ни подозреваемых.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Бывшие коллеги просят у Дика помощи. И не только они. Холеный молодой следователь, которого несколько манерно, как будто еще не отошел от роли Меркьюри, сыграл Реми Малек, тоже обращается к бывалому следаку за советом. Суровый профессионал польщен, к тому же эти убийства напомнили ему одно старое нераскрытое дело.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Классический детективный дуэт сложился: белый и черный, молодой и старый, карьерист и трудоголик снова в деле (чуть позже к ним подтянется третий обладатель актерского «Оскара» – Джаред Лето).
Если вам показалось, что как-то запахло нафталином – вы не ошиблись. Но перед нами не ретроспектива Финчера и не постмодернистская стилизация под фильм «Семь». Это все серьезно, даже слишком серьезно. Дело в том, что режиссер Джон Ли Хэнкок («Форт Аламо», «Спасти мистера Бэнкса», «Основатель», «В погоне за Бонни и Клайдом») написал сценарий «Дьявола в деталях» в 1993 году, когда Финчер снимал рекламу для Pepsi и клипы для Мадонны и не помышлял о возвращении к настоящему кино после провала третьего «Чужого». Так что Хэнкок в некотором смысле был первым.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Правда, фильм тогда так и не сняли. Изначально это должен был делать Спилберг, но великий режиссер отказался от постановки, сочтя сценарий слишком мрачным. В разное время к материалу подступались Клинт Иствуд, Уоррен Битти и даже Дэнни де Вито. Но в итоге никто ничего делать не стал. 30 лет сценарий кочевал от студии к студии, от продюсера к продюсеру, пока в 2019-м Джон Ли Хэнкок не вернул его себе и не сделал кино сам.
Сейчас фильм производит странное впечатление. Это такой сборник цитат из популярных детективных триллеров 1990-х. Кое-что кажется заимствованным из «Семи», что-то очевидно из «Зодиака», хотя и в «Молчания ягнят» была подобная сцена. Вот это было в «Красном драконе», а вот это вообще в «Игре». Вот это кусочек из «Настоящего детектива», а вот это из «Охотников за разумом». Возможно, голливудские продюсеры и режиссеры, в руках которых побывал «Дьявол в деталях» за эти 30 лет, просто использовали его дьявольские детали для других своих проектов. Может быть, и так. Сейчас в любом случае уже ничего не докажешь.
В итоге перед нами ретро-детектив из 90-х, как будто выпавший из машины времени. Тогда казалось, что каждую неделю выходит по новому детективному триллеру. Если не «И пришел паук», то «Власть страха» или «Целуя девушек». «Дьявол в деталях» очень органично выглядел бы на полке между этими фильмами. И если у вас еще сохранилась такая полка – срочно ставьте его туда.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Хотя есть еще один немаловажный момент. Возможно, если бы в 1993-м у Спилберга все получилось – Финчер бы так и не вернулся к кинорежиссуре и тогда, скорее всего, не было бы ни «Семи», ни «Игры», ни «Бойцовского клуба», ни «Зодиака», ни «Социальной сети». Хорошо, что не получилось.