Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Чудо-женщина принуждает человечество к миру. Павел Матяж о первом супергеройском блокбастере 2021 года

9 января 2021, 13:02
Чудо-женщина принуждает человечество к миру. Павел Матяж о первом супергеройском блокбастере 2021 года
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Принцесса амазонок из корпорации DC снова спасает мир. На этот раз в 80-е. Противостоять полубогине посмели суперзлодейка Гепарда (Кристен Уиг) и амбициозный бизнесмен Макс Лорд (Педро Паскаль).

После устранения бога войны Ареса и завершения Первой мировой принцесса амазонок Диана могла бы с чувством выполненного долга отправляться домой на Фемискиру. Но она не отправилась, ведь зло не дремлет, а несмышленые homo sapiens так и норовят поубивать друг друга. На пороге Вторая мировая. К сожалению или счастью, мы так и не узнаем, чем занималась полубогиня, пока американцы спасали рядового Райана, а русские бомбили Берлин. Вместо этого корпорация DC и режиссерка Петти Дженкинс решили поручить красавице Галь Гадот предотвращение Третьей мировой и отправили ее в 1984-й.

Но не в антиутопию Джорджа Оруэлла, а в мир Стивена Кинга и «Очень странных дел»: разноцветные прически и наряды, торговые центры, панки, брейкдансеры, диско, Стив Джобс, Дональд Трамп, нефтяное эмбарго, гонка вооружений и последний виток холодной войны.

Фото: kinopoisk.ru

Не постаревшая ни на один день Диана Принц живет в Вашингтоне и работает антропологом в местном НИИ. У полубогического метаболизма Дианы обнаруживаются побочные эффекты в виде пропорционально хорошей памяти. После событий предыдущего фильма прошло около 70 лет, но боль утраты по погибшему летчику Стиву Тревору сильна, как в первый день. Диана очень скучает.

Фото: kinopoisk.ru

Что она здесь делает, решительно непонятно. Полубогиня не востребована – ни тебе великой войны, ни великой депрессии. С виноватой улыбкой золотой медалистки и краснодипломницы, которая вынуждена присматривать за умственно отсталыми, но не может открыто выражать свои чувства по причине слишком хорошего воспитания, Диана одной левой и с закрытыми глазами предотвращает автомобильные аварии, ограбления, похищения и харрасмент. Для местных ничтожных злодеев ей не требуются ее эпические щит и меч. Красавица управляется с негодяями одним лассо. Разочарование в человечестве, которое только намечалось по ходу первого фильма, в начале второго закрепляется как базовое. За 70 лет после Тревора Диана Принц не дала тщедушным представителям человеческого рода ни единого шанса. Мы все ее недостойны.

Фото: kinopoisk.ru

Так бы она и просидела на летних террасах в своих безупречных платьях, погружаясь в мизантропию все глубже и глубже. Так и пробродила бы весь фильм в сумерках, как бессмертная эльфийская царевна из книжек Толкиена, страдая от неутолимой тоски по погибшему любовнику. Если бы человечество не решилось нанести богине ответный удар. Даже целых три удара. Ну, по мере своих жалких сил.

Фото: kinopoisk.ru

В том смысле, что противостоять полубогине осмелились только самые жалкие неудачники, отчаявшиеся настолько, что им просто уже нечего терять. Это коллега Дианы по институту, антрополог и геммолог Барбара Минерва (Кристен Уиг), забитая серая мышка с большим сердцем, которая дошла до ручки от осознания своей ничтожности на фоне принцессы амазонок. И строитель финансовой пирамиды, авантюрист Макс Лорд, загнанный в угол собственными аферами и махинациями. Педро Паскаль тут играет такую карикатуру на молодого Трампа или Тони Роббинса.

Фото: kinopoisk.ru

Чтобы никому не было обидно и никого нельзя было обвинить ни в мизогинии, ни в мизандрии, в противники Диане назначены и мужчина, и женщина. «Чудо-женщину» принято воспринимать как феминистический фильм, из-за того что главная героиня – женщина. Однако в первую очередь она богиня и не делает различия между полами, все мы для нее одинаково никчемны. Третий противник чуть более занимателен – это не мужчина и не женщина, а магический артефакт, «камень исполнения желаний», прямиком из «Сумеречной зоны» — в Америке есть такой популярный сериал, специализирующийся на всякой потусторонней мистике и фантастике.

Фото: kinopoisk.ru

Поначалу Диане сложно в полную силу конфликтовать с такими неубедительными силами зла. Она угощает обедом и пытается подбодрить парой вежливых комплиментов Барбару Минерву, но только усугубляет ее черную зависть. И не воспринимает всерьез Макса Лорда, тем самым приближая его к заветной цели – тому самому камню исполнения желаний. Камень она тоже считает пустышкой, дешевой подделкой, изготовленной во Флоренции каких-нибудь сто лет назад. Поэтому можно сказать, что с ней сыграл злую шутку не столько этот несуразный артефакт, сколько ее собственные высокомерие и снисходительность.

Фото: kinopoisk.ru

В итоге Диане придется изрядно попотеть, пролить немало своей божественной крови, по-настоящему, без каких-либо скидок и авансов рискнуть жизнью и сделать не менее важный эмоциональный выбор, чтобы вновь спасти несмышленое человечество от самого себя и принудить людей к миру.

Фото: kinopoisk.ru

И снова против их, в смысле нашей собственной воли. Возможно, в этом плохо скрываемом человеконенавистничестве главная причина не очень высоких оценок, которые дали новой «Чудо-женщине» американские кинокритики, которые посмотрели фильм еще месяц назад. А вовсе не в излишней затянутости, прямолинейности и корявых спецэффектах. Кому может такое понравиться, особенно в новогодние каникулы – пришел посмотреть супергеройский блокбастер, а тут тебе указывают на то, какое ты ничтожество. Слишком уж очевидно полубогиня Диана противопоставлена остальным людям, как бы ни была она при этом хороша.

Фото: kinopoisk.ru

Можно, конечно, сказать, что это проблема всех супергероев. Поэтому авторам приходится постоянно переключать их внимание куда-то вовне. Отправлять воевать в далекий космос или доставлять к ним оттуда каких-нибудь соответствующих по силе злодеев, богов или чудовищ (смотри «Мстители», «Хранители», «Лига Справедливости» и многое другое). Если запасы чудовищ исчерпаны, можно заставить героев воевать между собой (смотри «Мстители», «Хранители», «Лига Справедливости» и многое другое). Зрители привыкли к безостановочному эпическому экшену, циклопическим взрывам, мегаломанским спецэффектам, так это работает.

Фото: kinopoisk.ru

А если всего этого нет, получается не супергероика, а морализаторство. Слишком уж силен контраст. На фоне совершенства в виде чудо-женщины простые смертные кажутся мелкими и недалекими, их страсти и желания ведут их самих к гибели, все это накапливается как снежный ком и угрожает гибелью всей цивилизации, и только бессмертная красотка Диана способна этот ком остановить. И так далее и так далее снова и снова.

Фото: kinopoisk.ru

К финалу второй части острая необходимость в злодеях стала очевидна как никогда. Может быть, действительно, 80-е просто – не ее время и стоило отправить Диану воевать с Гитлером. Нам до сих пор не хватает фашистов. Без них тяжело. Не с кем повоевать супергероям.