Иван (Виктор Хориняк) понемногу осваивается в Белогорье. С помощью меча-кладенца, который почему-то действует как телепорт, он переправил себе из XXI века разнообразные блага цивилизации и обставил избу современной техникой: плитой, кофемашиной, микроволновкой, плазмой и прочим. Даже беспроводную блютуз-колонку притащил. И теперь включает Василисе Прекрасной (Мила Сивацкая) всякое арэнби. Других способов впечатлить красавицу у последнего богатыря нет – богатырская сила у него так и не появилась.
Настоящие русские богатыри, которых Иван пробудил в конце предыдущей части, не настроены помогать ему с Василисой. Скорее наоборот. То поразят копьем генератор с криком «умри, чудовище», То расстреляют из лука блютуз-колонку – «получай стрелу, говорящий камень». Да и сама Василиса все больше засматривается на Финиста-Ясного Сокола (Кирилл Зайцев) – местного секс-символа. Чтобы удержать красотку, Ивану приходится ежедневно наведываться домой, в XXI век. Так он зачастил с этими телепортациями, что магический меч-кладенец иссяк, разрядился, проще говоря. В самый неподходящий момент – накануне богатырского турнира Белогорья, где все местные витязи демонстрируют свою силу.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Правда, выяснить, кто же все-таки самый крутой богатырь, не удалось. К счастью для Ивана, в разгар турнира на Белогорье напали силы зла. Злая волшебница Варвара (Екатерина Вилкова) из предыдущей части оказалась всего лишь ученицей и прислужницей более могущественной колдуньи, которая в первом фильме скрывалась под личиной домработницы Галины (Елена Валюшкина). А та, в свою очередь, пашет на суперзлодея по имени Роголеб (Владислав Ветров), который до поры до времени плетет козни глубоко под землей.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Варвара в прошлом фильме обращала богатырей в камни. Галина же обладает более продвинутой и эффективной магией – она делает из богатырей своих союзников. С лиц таких обращенных удаляются глаза (ну, помните в «Матрице» агент Смит удалил Нео рот похожим заклинанием). Выглядит жутковато. Во всяком случае, для возрастной категории 6+ довольно убедительно. Но только заколдованные богатыри при этом не слепнут и не превращаются в каких-то зомби, бездумно выполняющих чужую волю, а просто переходят на сторону волшебницы. Удаление глаз — это своего рода символ, получается, метафора, драматургически необходимости в ней нет.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Со сценарием «Последнего богатыря – 2» творится что-то похожее. В смысле кровь из глаз не течет только потому, что глаз нет. Во избежание спойлеров, невозможно сейчас воспроизвести всю безумную цепь событий, через которые героям придется пройти за два часа фильма. Достаточно будет сказать, что для того, чтобы спасти Белогорье от сил зла, компании комических персонажей придется спуститься в ад (!) за душой (!) Кощея (!) Бессмертного (!).
Фото: kinopoisk.ru |
---|
В полку комических персонажей прибыло – к Елене Яковлевой (Баба-Яга), Константину Лавроненко (Кощей), Сергею Бурунову (Водяной), Александру Семчеву (Чудо-юдо) добавили Колобка. Грим и костюмы у сказочных монстров не стали лучше. Выглядит это в лучшем случае ностальгически, напоминает волшебные сказки, которые снимали еще при Сталине. Только те были черно-белые, а теперь цветные. Уау! Так что, наверное, даже хорошо, что при съемках Колобка ни один актер не пострадал – это компьютерный персонаж. Озвучил его Гарик «Бульдог» Харламов.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Нормальных диалогов сказочным монстрам так и не завезли. Речь героев (хотя говорит тут по большей части сам последний богатырь Иван) по-прежнему состоит из нагромождения не самых смешных шуток по поводу Голливуда, поэтому сказать что-то о характерах и мотивации персонажей очень сложно. Зачем они помогают Ивану в его самоубийственной миссии, по-прежнему необъяснимо. Они вообще не обсуждают свою стратегию и тактику, а ведь номинально это приключенческий экшн, у героев есть миссия, они должны координировать свои действия, чтобы собраться с силами и победить зло. Вместо этого Колобок, Яга и Кощей просто безостановочно хохмят, а события происходят как-то сами собой, без логики и смысла.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Ну например, для того чтобы попасть в ад, компании из героев и монстров нужно лететь на спине чудо-юдо-рыбы-кита. Тут бесполезно спрашивать, зачем персонажам славянского фольклора понадобился древнегреческий ад. Дело даже не в этом. Ну это же рутинная механическая задача – переместить героев из точки А в точку Б. Обязательно нужно использовать для этого кита?
Хорошо. Предположим, кроме того, что он чудо-юдо, он же еще и рыба – то есть в теории на нем можно доплыть по реке (Стикс?) до царства мертвых. Но в этой сказке чудо-юдо-рыба-кит не плавает, а летает. Ну почему, зачем, кому это вообще в голову пришло? Ад же внизу, под землей. Почему чтобы попасть туда, нужно лететь (!) вверх (!) на рыбе (!???)
Не спрашивайте. Нет смысла искать логику. Чудо. Волшебство. Мэджик! Рациональный подход не работает.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Хотя при желании можно все свалить на америкосов – дескать, проклятые диснеевские боссы или просто плевать хотели на великую русскую культуру и поэтому все так абсурдно, или сознательно издеваются, пытаются превратить наши сказки в попкорновый треш, над которым можно только ржать в голос. Но не получается. В списке креаторов только наши парни. Режиссер «Последнего богатыря» Дмитрий Дьяченко («День радио», «О чем говорят мужчины»). Сценарий писал Виталий Шляппо («Тобол», «Холоп», «Текст»), в компании с Яном, Куценко, Даниловым и Кудвасевым, которые ответственны за такие проекты, как «Кухня» и «Отель Элеон». Продюсеров у «Последнего богатыря» еще больше, целых 17 человек. И все они довольно известные московские ребята – Верещагин, Златопольский, Илоян, Абашидзе и так далее и так далее. Михалкова только не хватает.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Всем этим людям удалось собрать 650 млн рублей на производство картины. Сложно сказать, в какой степени диснеевцы вкладывались. По голливудским меркам $9 млн – это маловато, поэтому в смысле картинки, графики все выглядит на уровне среднего приключенческого фильма начала нулевых. Не «Пираты Карибского моря», конечно, но вот помните, например, был такой фильм «Звездная пыль». Вот что-то близко к этому.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Хотя идеологически франшиза наследует другому голливудскому продукту из нулевых. «Последний богатырь» – это наш «Шрек», конечно. Там тоже все было основано на постмодернистском глумлении над сказками, но только, соответственно, европейскими. Этот аттракцион был очень популярен, в том числе и в России. Хотя у них и сейчас все в порядке, в 2022-м запланирован выход пятой части.
И «Последний богатырь» может работать еще много лет, смотря на сколько у сценаристов хватит прыти. В смысле зрительского интереса, пандемия и административный ресурс сделали свое дело. Билеты на «Богатыря» невозможно достать, все дневные и вечерние сеансы выкуплены. Если и следующие серии выпускать под Новый год, с деньгами проблем не будет. Продюсеры обещают сдать очередную серию к декабрю 2021-го.
Фото: kinopoisk.ru |
---|