Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Армагеддон наш. Павел Матяж о фильме «Огонь»

25 декабря 2020, 14:03
Армагеддон наш. Павел Матяж о фильме «Огонь»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Константин Хабенский и Иван Янковский спасают Россию от пожара в новом блокбастере от студии «Три Тэ» Никиты Михалкова.

Жанр производственной драмы, бывший в большом почете в СССР, сейчас не востребован. Традиционно много снимают про ментов, еще больше про военных. А про скромных тружеников тыла – далеко не каждый год. Про учителей мы смотрели в 2013-м («Географ глобус пропил»), про врачей – в 2017-м («Аритмия»). В 2020-м очередь дошла до пожарных.

Несмотря на то, что на Западе эта профессия для кинематографистов довольно интересна. В этом жанре есть зрительские хиты из девяностых и нулевых: «Обратная тяга» с Куртом Расселом и Робертом де Ниро, «Команда 49» с Джоном Траволтой и Хоакином Фениксом, «Башни-близнецы» с Николасом Кейджем. Но и в 2010-е годы про пожарных продолжают снимать кино: «Огнеупорный», «Адский смерч», «Дело храбрых».

Фото: kinopoisk.ru

На первый взгляд кажется, что «Огонь» – ремейк «Дела храбрых», завязка и развитие сюжета там практически идентичны. Да и предпосылки – «Дело храбрых» живописует подвиг аризонских пожарных образца 2013 года, а «Огонь» – про российские лесные пожары 2019-го.

Фото: kinopoisk.ru

Бывалый командир пожарных вынужден взять в группу сомнительного новичка. Поначалу все идет неплохо и даже где-то весело, но вскоре из-за несогласованности действий спасателей рутинная операция по локализации небольшого лесного пожара превращается в серьезную проблему – огонь вот-вот уничтожит целый город (в нашем случае деревню где-то в Карелии).

Фото: kinopoisk.ru

Однако надо сказать, что «Дело храбрых» провалилось в прокате – при бюджете в 38 млн долларов им удалось заработать только 26 млн. И это при том, что главные роли там играли голливудские звезды первого эшелона: Джош Бролин, Джефф Бриджес, Тейлор Китч, Дженниффер Коннели. А создатели российского фильма – режиссер Алексей Нужный («Я худею», «Ольга», «Толя-робот», «Громкая связь», «Обратная связь»), сценарист Николай Куликов («Легенда №17», «Экипаж», «Движение вверх») и команда продюсеров (Верещагин, Златопольский, Михалков) – привыкли действовать наверняка. И обратились за вдохновением к классике. Суперхит Майкла Бэя «Армагеддон» собрал в прокате полмиллиарда долларов. В 1998 году. Вот это уже совсем другое дело.

Фото: kinopoisk.ru

В фильме появляется главная героиня – красавица Катя (Стася Милославская), так же как ее американский аналог Лив Тайлер, она дочка бывалого командира спасателей и любовница дерзкого новичка. В героическом экшене Катя не участвует, но дает героям-спасателям правильную мотивацию. На роли Брюса Уиллиса и Бена Аффлека были приглашены Константин Хабенский и Иван Янковский. Ну а дальше по аналогии. Есть даже наша версия знаменитого безумного космонавта в ушанке по фамилии Андропов. Здесь им стал тронутый вертолетчик Акопыч в исполнении Виктора Сухорукова.

Фото: kinopoisk.ru

Создатели собрали довольно внушительную актерскую команду. В эпизодах задействованы Ирина Горбачева, Юрий Кузнецов, Андрей Смоляков, Виктор Добронравов. Сложно выделить кого-то из них особенно, у каждого не очень много экранного времени, но можно сказать, что все сыграли профессионально, добротно так. Смоляков устало хмурится и принимает сложные решения, Кузнецов вытирает скупую мужскую слезу, Добронравов молчит, Горбачева рожает.

Фото: kinopoisk.ru

Обилие женщин и детей в беде делает «Огонь» похожим еще и на «Экипаж», но это не портит его. У фильма очень четкая, возможно даже избыточно рациональная структура. Когда нужно поразить зрителя масштабностью съемки, все эпично горит, дымит и взрывается, когда нужно вызвать сильные эмоции, начинают рыдать дети, для смеха есть комики Курцын и Богданов, и даже свой массовик-затейник в исполнении Тихона Жизневского, он там реально песни поет, к счастью, не так часто, чтобы это стало похоже на мюзикл.

Фото: kinopoisk.ru

Но главным условием для кассового успеха нашей версии «Армагеддона», скорее всего, станет коронавирус. В последние годы творческая концессия из российских чиновников и продюсеров старалась не допустить американских конкурентов на российский новогодний кинорынок, а в этом году, кроме чудо-женщины, и не допускать-то оказалось некого. Все остальные голливудские суперблокбастеры перенесены на весну и осень 2021-го. Так что выбирать нашим зрителям придется из трех российских фильмов, два из которых выпустила команда Никиты Михалкова.