Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Вечер в хату, дорогие дети. Павел Матяж о фильме «Серебряные коньки»

11 декабря 2020, 12:50
Вечер в хату, дорогие дети. Павел Матяж о фильме «Серебряные коньки»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Накануне нового 1900 года дочь петербургского обер-полицмейстера влюбляется в подающего надежды карманника. А милая рождественская сказка для семейного просмотра приобретает странный мелкоуголовный флер.

Декабрьские уикенды на особенном счету у кинопрокатчиков. Это как новогодние корпоративы для общепита или елки для учреждений культуры – главная коммерческая активность года. Заработанных на этом денег хватает на оставшуюся зиму, а там уже и гендерные праздники на носу. Раньше в эти дни стартовали самые жирные блокбастеры: «Звездные войны», «Мстители» или бондиана, а после Крыма и Олимпиады – всякие «Елки», «Мамы», «Последние богатыри», «Холопы» и «Движения вверх». 2020-й в этом смысле не стал исключением – пока весь мир будет смотреть «Чудо-женщину-1984», телеканал «Россия 1» и Студия «Три Тэ» Никиты Михалкова приготовили для нашего зрителя волшебную рождественскую сказку «Серебряные коньки».

Новогодний Санкт-Петербург 1899 года выглядит как Париж из «Мулен Руж» или Нью-Йорк из «Великого Гэтсби» База Лурмана. По аккуратно заснеженным улицам скользят расписные сани, жизнерадостные румяные горожане спешат по своим делам между пряничных домиков, украшенных огоньками, елочными игрушками и прочей праздничной бижутерией. Все настолько бутафорски и опереточно, что кажется – герои вот-вот запоют. Что-нибудь про балы, красавиц, лакеев, юнкеров и хруст французской булки. Серьезно, все так открыточно и театрально, что пение бы пошло фильму только на пользу. Но никто не поет.

Фото: kinopoisk.ru

Хотя французскими булками вполне буквально хрустит романтический герой «Серебряных коньков» Матвей (Федор Федотов, «Шерлок в России»), курьер из службы доставки фешенебельной кондитерской «Ле Гранд пирог». На древних коньках, которые привез из Голландии еще его дедушка, он скользит по петербургским улицам и доставляет пироги по-французски быстрее всех. Правда, уже на пятой минуте фильма его увольняют за опоздание – попал в пробку из-за перекрытой улицы и кареты столичного обер-полицмейстера.

Фото: kinopoisk.ru

А еще через пять минут Матвей вливается в состав банды карманников-конькобежцев. Их харизматичному предводителю Алексу (вездесущий Юра Борисов, «Бык», «Аванпост», «Вторжение», «Союз спасения») не помешает еще один ловкач. Бригада орудует на замерзших невских каналах, на которых по случаю праздников разбиты торговые ряды. Сложно сказать, насколько такая локация удобна для продавцов и покупателей, но воры на коньках чувствуют себя там прекрасно, как рыбы в воде они снуют между скользящих и неуклюжих, постоянно падающих обывателей, выхватывают у них на лету кошельки и часы, разрезают карманы и сумки и молниеносно укатываются при появлении полиции.

Фото: kinopoisk.ru

Воровская романтика и лихие быстрые деньги увлекли юного героя, но обида за несправедливое увольнение не отпустила. И как-то вечером Матвей с новыми корешами отправились к дому полицмейстера, чтобы «проучить» его – ничего серьезного, небольшой акт вандализма, с точки зрения уголовного кодекса не больше чем мелкое хулиганство. Но это мелкое хулиганство неожиданно оборачивается главным сюжетным поворотом всей истории – юный карманник производит впечатление на самую завидную невесту Петербурга, дочь полицейского начальника Алису (Софья Присс, «Крылья империи»).

Фото: kinopoisk.ru

Алиса – очень хорошая девочка, но для своего времени она слишком эмансипирована. Пока влиятельный папа (импозантный Алексей Гуськов с большими усами) и увлеченная спиритизмом мама (Северия Янушаускайте, «Война и мир», «Кровавая барыня») пытаются выдать ребенка замуж за князя Трубецкого (Кирилл Зайцев, «Союз спасения», «Движение вверх»), Алиса мечтает о высшем образовании, научной карьере и все свободное время посвящает препарированию лягушек и решению химических уравнений. Возможно, поэтому химия между ней и Матвеем возникает мгновенно. Другую причину определить все равно не получится. Дочь обер-полицмейстера влюбилась в вора? Почему?

Фото: kinopoisk.ru

«Серебряные коньки» и до встречи Матвея с Алисой отдавали уголовщиной сильнее, чем положено детскому фильму, но после этого сюжетного поворота декадентский романс о России, которую мы потеряли, окончательно превратился в блатную песню. «А на черной скамье, на скамье подсудимых его доченька Нина и какой-то жиган». Романтическая прогулка по ночному нетуристическому Петербургу закончилась в воровской малине, где главарь банды читает проституткам Карла Маркса и жарит спирт с бандюгами.

Фото: kinopoisk.ru

Понятно, что режиссер-дебютант Михаил Локшин, сценарист Роман Кантор («Эпидемия», «Мертвое озеро») и их звездные продюсеры Михалков, Верещагин и Златопольский не пытались замаскировать воровской шансон под новогоднюю сказку. Они снимали скорее этакий «Титаник» на льду. Он – нищий, но благородный красавец, она – прекрасная, но недостаточно прагматичная аристократка, а на фоне их любви эпично тонет гигантский корабль. Собственного «Титаника» у нас нет, но можно представить, что «Титаник» – это вся наша Россия, застывшая на краю гибели, за 17 лет до неизбежной встречи с айсбергом. Эпично? Весьма.

Фото: kinopoisk.ru

Однако создатели не учли, на мой взгляд, одну маленькую, но существенную деталь: Джек Доусон (которого сыграл Лео в «Титанике») – не вор. Карманником пытались выставить его злые буржуи-антагонисты. Джек – художник, именно этим своим талантом он сумел покорить сердце красавицы и подтолкнул ее к бунту против родителей, жениха и всей их буржуазной морали. «Титаник» – это вообще про то, как искусство побеждает деньги. Так, ладно, мы отвлеклись.

Фото: kinopoisk.ru

В «Серебряных коньках» про искусство ни слова, единственное искусство, которым в совершенстве владеет бедный Матвей, – это бег на коньках с препятствиями и виртуозное выхватывание кошельков из карманов. Однако именно эти его качества (за неимением других) так очаровали красавицу Алису, что она решила отдать фартовому карманнику самое дорогое. Ну а какой же это тогда «Титаник», если в нем не будет сцены, эквивалентной сексу в машине, навсегда вошедшей в историю кино. Тем более когда у актрисы такие выдающиеся внешние данные. Смекаешь?

Фото: kinopoisk.ru

Хам торжествует, вор побеждает и оставляет в дураках и папашу обер-полицмейстера, и жениха Трубецкого, который после такого удара из рыцаря на белом коне, спасающего принцессу, превращается в кровавого энкаведэш… простите, агента тайной полиции, который устраивает облавы, пытает задержанных и плюет на слово офицера. Так что у принцессы не такой уж большой выбор – вор или начальник охранки.

Фото: kinopoisk.ru

Чекисты умудрились влезть даже в этот детский фильм, вопреки всем законам логики. Влезть и протащить вместе с собой всю свою мелкоуголовную этику и риторику. Тем более, что в студии «Три Тэ» так любят проводить параллели между Российской империей и сегодняшней Россией. В итоге заслуженные артисты, одетые в сюртуки, камзолы и эполеты, смачно хохмят про ямы на дорогах как стратегическое преимущество на западными партнерами, сосули, которые не сбивают, пока одна из них не зашибет видного начальника, и полицейские дубинки как новое модное на Западе средство борьбы с участниками несанкционированных митингов.

Фото: kinopoisk.ru

Что остается добавить зрителям этой чудесной рождественской сказки, предназначенной для семейного просмотра аудиторией 6+? Вечер в хату, дорогие дети. Жизнь ворам.