Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Область
Заразились
67136 +385
Выздоровели
59615 +397
Умерли
1890 +18
Россия
Заразились
3677352 +21513
Выздоровели
3081536 +27318
Умерли
68412 +580

Сказки из параллельной вселенной. Павел Матяж о фильме «Питер Пэн и Алиса в Стране чудес»

27 ноября 2020, 12:31
Сказки из параллельной вселенной. Павел Матяж о фильме «Питер Пэн и Алиса в Стране чудес»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Американская режиссерка Бренда Чепмен переписывает популярные английские сказки в духе современных трендов. В ролях – Анджелина Джоли и сэр Майкл Кейн.

В старой доброй Англии, в маленьком домике на опушке густого леса, жила-была дружная семья: папа, мама и трое детей. Папа (Дэвид Ойелоуо) был мастером на все руки и делал на заказ роскошные модели парусников, мама (Анджелина Джоли) вела домашнее хозяйство. А дети, Дэвид, Алиса и Питер (Рис Йэтс, Кира Чанса, Джордан А. Нэш), играли в лесу в индейцев и пиратов. Все они пребывали в счастливой идиллии, пока Бог не убил молнией старшего из детей, Дэвида.

После этого жизнь оставшихся в живых членов семьи пошла наперекосяк и покатилась по наклонной: мама пристрастилась к бутылке, папа – к азартным играм, дети бросились искать спасения от жестокой реальности в вымышленных мирах – Питер в своих фантазиях сражается с пиратами в стране вечной молодости Нетландии, а Алиса проваливается через кроличью нору в Страну чудес. А теперь представьте (тут следует сделать драматическую паузу, как это сделал Мэттью Макконахи в фильме «Время убивать»), что они черные.

Фото: kinopoisk.ru

Новость о том, что Питера Пэна и Алису сыграют чернокожие актеры, вызвала шок у консервативно настроенной публики еще на стадии первых трейлеров и постеров. Хочется успокоить сторонников старой школы – на съемках фильма классические Питер и Алиса не пострадали. «Питер Пэн и Алиса в Стране чудес» не является экранизацией соответствующих сказок. Собственно, он и «Питером Пэном и Алисой в Стране чудес» не является – такое название решили дать фильму предприимчивые российские прокатчики. В оригинале он называется Come Away – это что-то вроде «Пойдем», «Уйдем», «Отойдем», как-то так.

Фото: kinopoisk.ru

«Пойдем» – это не еще одна старая сказка на новый лад, которую можно было бы скопировать в папку к «Королю-Льву», «Книге джунглей», «Аладдину», «Дамбо», «Мэри Поппинс», «Красавице и чудовищу» и «Золушке». Хотя, возможно, на уровне идеи что-то подобное планировалось – режиссерка Бренда Чепмен много лет проработала в Disney, Pixar, DreamWorks Animation и приложила руки к множеству классических и современных мультфильмов от «Русалочки» до «Храброй сердцем».

Фото: kinopoisk.ru

Но этот проект Бренда реализовала без поддержки мышиной корпорации или кого-то из ее ближайших конкурентов. Поэтому от широкомасштабной постмодернистской ревизии Нетландии с привлечением ведущих специалистов по анимации пришлось отказаться. Так же как от нового путешествия в глубины кроличьей норы.

Фото: kinopoisk.ru

«Пойдем» – это не анимация, а художественный фильм. По отношению к классическим экранизациям «Питера Пэна» и «Алисы в Стране чудес» Come Away можно назвать приквелом. В смысле историей о том, что было с героями популярных сказок до того, как про них решили написать Льюис Кэрролл и Джеймс Мэттью Барри. По структуре сюжета это ближе к таким фильмам, как «Волшебная страна», «Спасти мистера Бэнкса» или «Кристофер Робин». Тут про то, что стало причиной появления Питера Пэна и Алисы, вдохновило авторов.

Фото: kinopoisk.ru

Правда, есть один нюанс – ни про авторов, ни про реальных прототипов Алисы и Питера Пэна в фильме «Питер Пэн и Алиса в Стране чудес» нет ни слова. Кэрролл и Мэттью Барри не упоминаются ни как писатели, как было в «Кристофере Робине», ни как знакомые детей, как было в «Волшебной стране». Рассказчиком, голосом автора здесь выступает Алиса, в детстве ее играет Кира Чанса, а в зрелом возрасте – красотка Гугу Эмбата-Ро. И события, которые происходили с ней самой в детстве, она потом рассказывает своим детям – Майклу, Джону и Вэнди (так звали детей в произведениях Джеймса Мэтью Барри о Питере Пэне), как сказку на ночь.

Фото: kinopoisk.ru

Все это происходит как будто в некой параллельной вселенной, там, где Льюис Кэрролл и Мэттью Барри не родились, а их произведения появились как бы сами собой, как универсальные общечеловеческие истории, народные сказки.

Фото: kinopoisk.ru

В прошлом году на экраны выходил фильм «Yesterday», где похожим образом обошлись с музыкой Beatles – вместо ливерпульской четверки автором всех их песен был назначен музыкант-неудачник индийского происхождения. Но, во-первых, это была комедия, а во-вторых, в том сценарии был немаловажный момент, который объяснял подобное положение – там у них случился катаклизм космической силы, глобальный блэкаут, который мистическим образом повлиял на сознание людей – в результате все на планете внезапно забыли про существование Beatles. Кроме одного индуса.

Фото: kinopoisk.ru

Возможно, в сценарии «Питера Пэна и Алисы в Стране чудес» тоже было что-то подобное, но в фильм эту сцену вставить забыли. Поэтому не очень понятно, как этот фильм подавать и для кого. Похоже, режиссерка Бренда Чепмен и ее сценаристка Марисса Гудхилл так и не определились с жанром своего фильма. Если это волшебная сказка, то где же волшебство, если биография, то чья она? Единственное, с чем все ок, так это с толерантностью по отношению к недостаточно представленным в кино этническим группам. Ну да, Питер и Алиса действительно черные, но зачем это, чтобы что?

Фото: kinopoisk.ru

Какая-то ревизия ради ревизии, получается. На уровне идеи это звучало любопытно, ну и вполне отвечало современным трендам, какими бы безумными они ни казались здесь, в России: кроссовер про чернокожих Питера Пэна и Алису. В качестве затравки для СМИ это вполне сработало – посты собирали тысячи лайков, а пользователи в комментариях бились насмерть за Алисины светлые локоны. Но под заголовком оказалась пустота, пустая формальность, которую не смогли спасти своим благородным присутствием ни Анджелина Джоли, ни сэр Майкл Кейн. Такое ощущение, что единственной целью этого фильма и были эти строчки и заголовки, которые Бренда и Марисса смогут использовать в своей будущей карьере. Но не станешь же ребенку об этом после выхода из зала рассказывать.