Историю о перевале Дятлова рассказывали нашим родителям-пионерам их вожатые во всяких «Орленках» и «Артеках» еще в 1960-е. Так что к следующим советским поколениям тайна перевала Дятлова переходила в статусе своего рода семейной легенды. Особенно здесь, у нас, на родине дятловцев, в Екатеринбурге и Свердловской области. Это же наше локальное убийство Кеннеди, бермудский треугольник, лох-несское чудовище.
Многие не только передавали страшную сказку из уст в уста, но и пытались расследовать. Или хотя бы строить догадки насчет причин того, что заставило группу студентов УПИ выскочить из палатки на 40-градусный мороз без верхней одежды и каких-либо шансов выжить. Правда, к разгадке это никого не приблизило. Количество версий давно перевалило за 70. Чего только не предполагали энтузиасты: от схода снежной лавины и бытовой ссоры до испытаний секретного оружия и нападения диких аборигенов / злых духов / беглых зэков / белых медведей / агентов КГБ / агентов ЦРУ / снежного человека / инопланетян и множества других причин, которые не перечислишь.
Сильнее количества и разнообразия версий и буйного воображения их авторов поражало только то, что с 1959 года никто из советских и российских киношников так и не решился это экранизировать. Любительские документалки и сериалы НТВ и Малахова не в счет. Причина этого, впрочем, обнаружилась очень быстро. Уже через сутки после выхода первой серии «Перевала Дятлова» родственники погибших 60 лет назад альпинистов, которые утверждают, что не давали своего согласия на использование их имен и фамилий, заявили о желании судиться с телеканалом.
Хотя вряд ли им удастся остановить показ сериала. Две серии уже в Сети, а остальные шесть можно будет увидеть в ближайшие дни. И слава богу. Должна же уже появиться на экранах хоть какая-то «своя» версия вместо безумной американской «Тайны перевала Дятлова» 2013 года. Даже если эта версия сделана телеканалом, который знаменит такими шоу, как «Реальные пацаны», «Универ» или «Наша Раша».
Команда режиссеров – Валерий Федорович, Евгений Никошов, Павел Костомаров и Степан Гордеев – разделила историю на две параллельные линии. В нечетных сериях (1, 3, 5, 7) речь идет о расследовании гибели группы Дятлова, которое возглавляет одетый как герой американского нуара майор КГБ Олег Костин (Петр Федоров, «Аванпост», «Спутник», «Дуэлянт»). Делает он это инкогнито, официально его там нет. Судмедэксперту Екатерине Шемановой (Мария Луговая, «Бесы»), чтобы участвовать в расследовании, приходится подписать бумагу о неразглашении. Эти двое – единственные персонажи истории, «вымышленные» сценаристом шоу Ильей Куликовым («Меч», «Карпов», «Полицейский с Рублевки»). Все остальные следователи, эксперты, свидетели, спасатели носят имена и фамилии и представляют реальных участников тех событий.
Четные серии (2, 4, 6, 8) сняты на черно-белую кинопленку и стилизованы под популярное шестидесятническое кино, «Девчата», «Девять дней одного года», «Весна на Заречной улице» и прочее. Начинаются они в коридорах УПИ (правда, снимали их не в Екатеринбурге, а в Санкт-Петербурге и Москве) и рассказывают про сам злополучный поход и его героев, Игоря Дятлова, Юрия Дорошенко, Людмилу Дубинину, Семена Золотарева, Александра Колеватова, Зинаиду Колмогорову, Георгия Кривонищенко, Рустема Слободина, Николая Тибо-Бриньоля и Юрия Юдина. Создатели сериала не только скрупулезно воссоздали по сохранившимся дневникам и фотографиям детали экспедиции, но не менее дотошно подошли к подбору актеров на роль обреченных туристов.
Две генеральные линии будут двигаться навстречу друг другу – дятловцы к перевалу, а следователи – к разгадке причин трагедии. Хотя есть и третья линия – это флешбэки, военные воспоминания некоторых персонажей истории. Следователь Костин и самый таинственный из дятловцев, прикрепленный к группе в последний момент 40-летний инструктор Золотарев (Егор Бероев), получают дополнительный бэкграунд. Оказывается, они оба во время войны оказались в Германии неподалеку от средневекового замка, внутри которого фашисты проводили оккультистские ритуалы. Костина после этой истории мучают странные сны и галлюцинации, а Золотарев получил из рук мертвого нациста магический артефакт, кольцо, вроде бы дающее своему владельцу неуязвимость.
Так в истории появляется необходимая чертовщина. Возможно, для телеканала ТНТ это такой заход на территорию ТВ-3, но без мистики о перевале Дятлова не рассказать. Жутковатый замогильный холодок никуда не делся, даже после нового заключения экспертов, что ребят просто завалило снегом. Снегом, как же. Легенды о мансийских злых духах в руках сценаристов ТНТ преобразовались в призраков фашистов-оккультистов. Хотя и прочие популярные версии они со счетов не снимают: еще на вступительных титрах появляются огромные огненные шары, между парнями-походниками конкуренция за красавицу Зину, все они подозревают Золотарева в работе на КГБ, ну и Ивдельлаг уже упоминался следователями как следующая точка в расследовании. Похоже, план продюсеров шоу заключается в том, чтобы рассмотреть самые захватывающие из версий и закручивать интригу до самого конца. Так что чем черт не шутит, дождемся и нападения йети, и атаки летающих тарелок.
А если кроме шуток, то две первые серии выполнили все мыслимые задачи и даже перевыполнили их. И единственное, чего сериалу недостает, возможно, так это юмора. Смешного, конечно, в гибели группы Дятлова ничего нет, просто для ТНТ это несколько нетипично, как так они даже не попытались пошутить ни разу. Ну, если конечно не считать одной гигантской шуткой всю линию с фашистскими колдунами. Такого майор Костин, с одной стороны, и инструктор Золотарев, с другой, наворотили в том немецком замке и его окрестностях, что даже на этом этапе сериала серьезно обогатили современное дятловедение. Фашистское кольцо Всевластья, это же надо. Такое нашим местным сказочникам-конспирологам еще не приходило в голову.