Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Кино про Цоя без Цоя. Павел Матяж о новом фильме Алексея Учителя

14 ноября 2020, 15:42
Кино про Цоя без Цоя. Павел Матяж о новом фильме Алексея Учителя
Фото: Павел Матяж для 66.RU
С третьего захода добрался до больших экранов «Цой». Фильм, сюжетом которого является путешествие гроба с телом кумира советской молодежи из Прибалтики в Ленинград.

«Цоя» хотели выпустить в августе. К 30-й годовщине гибели музыканта, который стал для поколения 1970-х и 1980-х тем же, кем был для их отцов Высоцкий. Ну то есть богом, пусть и с маленькой буквы. Премьеру отменили из-за эпидемии. Потом назначили на сентябрь. Кому-то даже удалось увидеть фильм на предпоказах. В день премьеры дату перенесли снова.

К траурному юбилею режиссер, сценарист и продюсер Алексей Учитель в итоге не успел. Но во время всех этих переносов и предпоказов вокруг «Цоя» разгорелся скандал – сын поэта Саша написал Путину письмо с просьбой запретить фильм Учителя. Это было так похоже на историю перед предыдущей премьерой режиссера, «Матильдой», что наводило на невеселые мысли.

Кино про Цоя без Цоя. Павел Матяж о новом фильме Алексея Учителя
Фото: kinopoisk.ru

От плясок на костях не удержался никто. Через 30 лет после смерти Цоя не осталось близких ему людей, которые не попытались бы монетизировать эту близость. Музыка «Кино» популярна и сегодня, продаются старые пластинки и диски, песни в разных музыкальных приложениях. Наверняка кто-то до сих пор получает за это какие-то деньги. Это нормально, и обычно этого достаточно.

Кино про Цоя без Цоя. Павел Матяж о новом фильме Алексея Учителя
Фото: kinopoisk.ru

Но не в случае с Цоем. Бывшие друзья, коллеги и родственники вот уже много лет пытаются выжать из его музыки и образа что-то еще, вдохнуть в старые треки и видео жизнь. Виктор Цой превратился в бренд, у него есть владельцы, и они хотят зарабатывать на этом активе.

Кино про Цоя без Цоя. Павел Матяж о новом фильме Алексея Учителя
Фото: kinopoisk.ru

Кто-то гастролирует по стране с концертами, где песни «Кино» играет оркестр, кто-то выпускает трибьюты, где Цоя поют другие рокеры, кто-то даже пытается воспроизвести облик Виктора с помощью видеопроекций. Есть в этом что-то некромантское, если подумать. Ну тут они, правда, не одиноки – группа The Doors, к примеру, гастролировала после смерти Моррисона еще много десятилетий. Но только вместо сомнительных технологий они использовали актеров, двойников Джима.

Не устояли перед искушением и кинорежиссеры. В 2008 Сергей Соловьев выпускает на экраны фильм «2-Асса-2», в 2010 выходит «Игла ремикс» Рашида Нугманова, в 2018 «Лето» – Кирилла Серебренникова. Серебренникова, который не был знаком с Цоем в жизни, меньше других хочется обвинить в спекуляции на знаменитом имени, но зазор между мифическим теперь уже образом рок-идола Цоя и его экранным двойником Тео Ю оказался настолько огромен, что это вызвало отторжение у большинства лояльной аудитории, поклонников «Кино».

Кино про Цоя без Цоя. Павел Матяж о новом фильме Алексея Учителя
Фото: Павел Матяж для 66.RU

Режиссер Алексей Учитель учел эту ошибку Серебренникова, он использовал в своем фильме только живого Цоя – то есть кадры из документальных фильмов «Рок» и «Последний герой», которые сам снимал о питерских рок-музыкантах в конце 80-х. Эти кадры появляются на экране в первые и последние минуты фильма. Все остальное время Цой лежит в гробу. А все события и действующие лица находятся вокруг него и над ним – плачут, смеются, пьют, поют и пляшут. Они сопровождают тело Виктора из Юрмалы в Ленинград. Ну, то есть это как бы такие поминки.

Кино про Цоя без Цоя. Павел Матяж о новом фильме Алексея Учителя
Фото: kinopoisk.ru

Правда, поминки эти еще и вымышленные. В реальности этого вообще не было. Марьяна Цой с сыном Сашей и любовником по кличке Рикошет, любовница Цоя Наталья, его продюсер Айзеншпис и еще одна тайная цоевская возлюбленная Виктория никогда в таком составе не ездили в Прибалтику. И уж точно их не вез обратно в Питер убийца Цоя, водитель, который накануне управлял тем самым «Икарусом».

Кино про Цоя без Цоя. Павел Матяж о новом фильме Алексея Учителя
Фото: kinopoisk.ru

Этого водителя звали Янис Фибигс, а в фильме зовут Павел Шелест, его играет актер Евгений Цыганов. Имена всех остальных участников траурной процессии также изменены, жен и любовниц сыграли актрисы Марьяна Спивак («Нелюбовь», «Эпидемия»), Паулина Андреева («Метод», «Оттепель») и Надежда Калеганова («Презумпция невиновности»), Рикошета сыграл Илья Дель («Жизнь и приключения Мишки Япончика»), Айзеншписа – Игорь Верник, а в сына Цоя перевоплотилась дочь режиссера Учителя Маша Пересильд.

Кино про Цоя без Цоя. Павел Матяж о новом фильме Алексея Учителя
Фото: kinopoisk.ru

Эта странная компания примерно за полтора часа экранного времени преодолевает 600 км от Юрмалы до Ленинграда. Айзеншпис ищет кассету, Рикошет пьет портвейн, Марьяна цыкает на Сашу, Саша плюет против ветра, Наташа молчит, Вика пытается утопиться. Актер Цыганов вообще немногословен в кадре, так что Павел Шелест в его исполнении замыкается в себе еще сильнее, чем положено водителю похоронной службы.

Кино про Цоя без Цоя. Павел Матяж о новом фильме Алексея Учителя
Фото: kinopoisk.ru

Хотя, прямо скажем, бывают похороны и «повеселее», ну, поэмоциональнее что ли, с реками слез и пьяными истериками, взаимными обвинениями и разборками, дележом имущества, наконец. Но три пассии Виктора скорбят молча, пьяный Рикошет после первой неудачной попытки вызвать дух из гроба быстро засыпает, а ложный Айзеншпис отправляется на поиски кассеты в другое место. Так что магия кино начинает твориться не внутри, а снаружи автобуса.

Кино про Цоя без Цоя. Павел Матяж о новом фильме Алексея Учителя
Фото: kinopoisk.ru

Под ее воздействием старенький «пазик» буквально проходит огонь, воду и медные трубы. А сама поездка, как суперхит Алексея Учителя «Прогулка», превращается в мистическое путешествие. В таком кино Павел Шелест – уже не водила труповоза, а перевозчик души в мир духов, индеец Никто из джармушевского «Мертвеца» или, на худой конец, таксист Харон из «Уездного города N» Майка Науменко. Да и парень он, похоже, был неплохой. Несмотря на то, что вымышленный.

Кино про Цоя без Цоя. Павел Матяж о новом фильме Алексея Учителя
Фото: kinopoisk.ru

Вот только зачем же понадобилось его выдумывать? Почему главным героем фильма «Цой» является водитель автобуса? Неужели только потому, что ни с кем из главных бенефициаров группы «Кино» Учителю договориться не удалось? Ну это же как снимать байопик Пушкина от лица Дантеса. Надругательство какое-то. Строчить кляузы президенту Путину – это, конечно, последнее дело, но по сути Саша Цой не так уж неправ. Кино про Цоя без Цоя. Кому это вообще может быть интересно?

Кино про Цоя без Цоя. Павел Матяж о новом фильме Алексея Учителя
Фото: kinopoisk.ru

Поэтому есть и менее циничное объяснение. С фильмов про Цоя Учитель начинал свою режиссерскую карьеру, он многим обязан Виктору, большая часть зрителей Учителя – фанаты русского рока и «Кино». Тем более что «Матильда» казакам так и не зашла. С этой стороны «Цой» – не попытка нажиться еще раз на легенде рока, а своего рода эпитафия. Возможно, водитель с говорящей фамилией Шелест – это то, как режиссер видит самого себя. Так он оценивает свой вклад в русский рок. Что ж, в таком случае довольно самокритично. Хотя свой вклад в гибель кумира миллионов режиссер Учитель явно переоценивает.