Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Область
Заразились
44775 +391
Выздоровели
36975 +395
Умерли
988 +8
Россия
Заразились
2187990 +25487
Выздоровели
1685492 +25073
Умерли
38062 +524

Планы на выходные: посмотреть гексалогию «Чужого» от начала до конца по правилам Кирилла Зайцева

31 октября 2020, 10:00
Колонка
Планы на выходные: посмотреть гексалогию «Чужого» от начала до конца по правилам Кирилла Зайцева
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Автообозреватель 66.RU Кирилл Зайцев раз за разом пересматривает все части «Чужого». И ему почему-то не надоедает. Как рассказывает Кирилл, лучшим в серии остается первый фильм, который вышел еще в 1979. Но последующие части также заслуживают внимания, хоть и к шедеврам кинематографа их не относят.

Стабильно раз в год я устраиваю пересмотр тетралогии «Чужой» (которая теперь, увы, гексалогия) в произвольном порядке. И когда коллеги попросили составить рейтинг «От худшего к лучшему», я немного растерялся. Потому что иду вразрез с устоявшимся в фанатской среде мнением, что серия «Чужие» — это два великих фильма и два позорных.

Фото: фирмы-производителя (20th Century Fox)

Нет, откровенно плохих работ (до того, как фильмов стало шесть) там не было. Было два умеренно гениальных фильма, один хороший и один добротный. Все — со сквозной темой чуждости, гомеровским мотивом возвращения домой и центральным персонажем Элен Рипли, которая была badass-women до того, как Сильные и Независимые (принудительно) стали мейнстримом.

Фото: фирмы-производителя (20th Century Fox)

Сколько всего можно посмотреть

Вся киносерия включает 4 части похождений Рипли в разных жанрах:

  • «Чужой» (хоррор)
  • «Чужие» (экшен)
  • «Чужой 3» (триллер)
  • «Чужой 4: Воскрешение» (черная комедия)

два приквела отца серии — Ридли Скотта:

  • «Прометей» (дичь)
  • «Завет» (ор)

и два спин-оффа

  • «Чужие против Хищника» (Роскомнадзор не позволит)
  • «Чужие против Хищника: Реквием» (уже мою рот с мылом)

Вот о последних двух говорить не хочется. Если работа Пола Андерсона еще заслуживает малейшего интереса (экшен за недорого он ставить силен), то «Реквием» братьев Штраусов — надругательство над вкусом и здравым смыслом в самой противоестественной форме.

Думаю, синопсис фильмов все образованные люди более-менее знают или могут освежить по «Вики», я же перейду сразу к киноведческому словоблудию и жизнерадостной графомании на тему каноничной серии и приквелов в хронологическом порядке.

«Чужой» (1979)

Фото: фирмы-производителя (20th Century Fox)
Космические дальнобои возвращаются домой и слышат SOS. Выживут только лейтенант и кот.

Гениальная на многих уровнях работа. Которая, как покажет время, получается у Ридли Скотта случайно — когда в одном месте сошлись умелый рассказчик, мастеровитый декоратор, небесталанные актеры и режиссер-визионер. Убери хоть один компонент — картина рассыпается, как случилось с формальным приквелом — «Прометеем», — который повторял формулу оригинала в целом за вычетом талантливого сценариста. И все, никакой режиссер-визионер не спас.

Фото: фирмы-производителя (20th Century Fox)

Но с «Чужим» все сошлось: история и сценарий О'Бэннона и Шуссета, визуал швейцарского художника Гигера, мастерская постановка Скотта, выдающаяся игра Сигурни Уивер и Иэна Холма.

Фото: фирмы-производителя (20th Century Fox)

Ксеноморф и папа ксеноморфа — Ганс Руди Гигер, 1940–2014 гг.

В итоге — завораживающая, тягучая, напряженная картина со многими слоями смыслов и мотивов: от насильственной пероральной пенетрации, неуютной зрителю мужского пола, до страха перед загадками космоса. Который к концу 70-х перестал быть для человечества далекой фантазией, а стал осязаемой реальностью. Непонятно, что с собой несущей.

Фото: фирмы-производителя (20th Century Fox)

Но смысловая многослойность банальной, казалось бы, истории космических дальнобойщиков на пути домой не сработала бы без эротично-отталкивающего биомеханического визуала Гигера. А весь визуал Гигера мог быть помножен на ноль неумелой постановкой. И вот тут на сцену выходит титан Ридли Скотт, который свел воедино историю, смыслы, дизайн — и сделал исторически один из самых выдающихся хорроров.

Фото: фирмы-производителя (20th Century Fox)

Вульвообразный вход в (на) космический корабль, фаллическая голова ксеноморфа — Ганс Руди шалун, затейник и любитель своеобразных пасхалок

Чтобы понять, почему «Чужой» гениален в постановке, обратите внимание при пересмотре на работу режиссера с пространством, светом, воздухом и звуком. Узкие коридоры с давящим потолком, душные, безвоздушные, с неясным светом, нагромождением теней, что рисуют химер даже из окружающего пространства вроде труб и воздуховодов, которые могут таить в себе смертельную опасность.

Фото: фирмы-производителя (20th Century Fox)

CGI еще толком не изобрели, практические спецэффекты 40 лет спустя выглядят наивно, редкие скримеры не способны напугать, но в наши дни «Чужой» по-прежнему остается неуютным фильмом, давящим фильмом, он и на 50-й пересмотр вызывает желание включить свет (везде) и выйти на открытое пространство.

Фото: фирмы-производителя (20th Century Fox)

В 2020-м «Чужой» по-прежнему внушает благодаря виртуозной работе с пространством в кадре и декорациями. А декорации работают, потому что Гигер. А смыслов декорациям дают выверенный сценарий О'Бэнона и Шуссета. И оживляют все актеры.

Фото: фирмы-производителя (20th Century Fox)

Такая простая формула магии кино — и такая сложная. Настолько, что даже сам Скотт 33 года спустя к ней не смог приблизиться. Но это было потом, а ранее формулу пересобрал другой выдающийся визионер — Джеймс Кэмерон.

Фото: фирмы-производителя (20th Century Fox)

«Чужие» (1986)

Фото: фирмы-производителя (20th Century Fox)
Бравые морпехи летят выручать колонистов на дальнюю планету. Оказывается, не такие и бравые.

Джеймс Кэмерон изобрел привычный нам жанр action. И присущий ему накал, размах, градус, историю, движимую действием, безупречный визуал, мощь практических эффектов и зарождающийся CGI. Это уже потом пришел Майкл Бэй и услышал только «накал» и «размах», и сильно позже пришел Marvel, услышав только «CGI», — и все испортили. А эталонный action для учебников был у Кэмерона.

И притом умный экшен.

Фото: фирмы-производителя (20th Century Fox)

В «Чужих» мы опять можем найти бездну смыслов — от столкновения с могучей чужеродной силой и рефлексии на тему вьетнамского посттравматического синдрома до всесметающей мощи материнства. Последнее — особенно интересно, но не особенно бросается в глаза: у раннего Кэмерона сильны образы Матери (прямая параллель «Сара Коннор — Богородица»), но конкретно в «Чужих» этот мотив крайне проседает из-за маленькой детали.

Фото: фирмы-производителя (20th Century Fox)

Из театральной версии фильма вырезана сцена, в которой Рипли узнает судьбу своей дочери Аманды, оставшейся на Земле, пока та болталась в анабиозе в космосе.

Без этого двухминутного эпизода не совсем понятна глубина и широта остервенения и фанатизма, с которым в финале Рипли-мать спускается буквально в Преисподнюю и сражается с другой Матерью — каждая за свое чадо: биологическое, первородное, с одной стороны, и обретенное — с другой.

Фото: фирмы-производителя (20th Century Fox

И без этого эпизода непонятна трансформация характера Рипли, которая возвращается на LV-426 отомстить за утрату и снова находит себя как женщину и как мать. Пронзительная линия, доступная только в режиссерской версии — зачем только Кэмерон оставил ее на монтажном столе!

Фото: фирмы-производителя (20th Century Fox)

Но не только поэтому Джеймс Кэмерон — самый большой подлец в Голливуде. У него еще есть настырная привычка ставить жирные точки в своих историях. Из-за которых невозможен толковый сиквел ни одной из его работ: так случилось с «Терминатором», так случилось и с «Чужими».

Фото: фирмы-производителя (20th Century Fox)

«Чужой 3» (1992)

Фото: фирмы-производителя (20th Century Fox)
Вместо вечера в хату прибывает женщина с яйцом. И три трупа.

Про пребывание фильма в «производственном аду» написаны целые тома, если коротко: никто не понимал, в каком направлении двигать законченную историю Кэмерона, сценарий переписывался многократно — каждый раз теряя в здравом смысле и чувстве меры. Один из черновиков за авторством отца киберпанка Уильяма Гибсона переносил действие на советскую космическую станцию RODINA с развесистой клюквой в отсеках, другой драфт описывал деревянный (!) планетоид с монахами.

В итоге после многочисленных переписываний сценария и перестраивания декораций работу доверили молодому клипмейкеру Дэвиду Финчеру — без итогового сценария и декораций на руках. Финчер снимал-переснимал, монтировал-перемонтировал, разругался с продюсерами, был отстранен от итоговой редактуры и не вспоминает «Чужого 3» вообще, критики ругались, зрители не поняли.

А фильм-то неплох.

Фото: фирмы-производителя (20th Century Fox)

Тюремная обреченность, клаустрофобия оригинала, невосполнимые утраты главной героини, столкновение сразу многих чужеродных миров:

  • тюремного мира — со свалившейся с неба женщиной;
  • женщины — с неотступающим ужасом прошлого;
  • корпоративного мира больших шишек — с волей к жизни и свободой этой воли.
Фото: фирмы-производителя (20th Century Fox)

Это неторопливый, располагающий к рефлексии триллер, визуально минималистичный, но по-своему эстетский. Он не отвлекает от главного — взаимодействия персонажей, а они тут хороши, ведь Финчер умел в психологизм уже тогда, и в его картине интереснее наблюдать не за инопланетной угрозой, а за развитием отношений Рипли и доктора Клеменса, или за «сидельцами» Диллоном и 85-м.

Фото: фирмы-производителя (20th Century Fox)

«Чужой 3» вовсе не так ужасен, как о нем говорят, — он просто резко сдал в сторону от гробовой тесноты оригинала и размаха сиквела. Но для холодного осеннего вечера с бурей за окном подходит идеально.

Фото: фирмы-производителя (20th Century Fox)

«Чужой 4: Воскрешение» (1997)

Фото: фирмы-производителя (20th Century Fox)
Бэтмен, Халк и Тор прилетают на космическую станцию, а там Рипли как живая!

Enfant terrible серии до того, как все испортили спин-оффы и приквелы. Разруганный за шутки и смех, брутальный натурализм и вывороты логики. Оплеванный даже автором сценария — Джоссом Уидоном, который в «десятых» подарил миру «Мстителей» Marvel, а в те годы промышлял написанием сценариев.

Фото: фирмы-производителя (20th Century Fox)

И его плевки тем смешнее, ведь сюжетный скелет в фильме остался почти неизменным — и в этом «скелете» уже виден весь будущий Уидон:

  • команда героев — каждый со своими способностями и своим колоритом;
  • командная же работа;
  • видеоигровая формула прохождения уровней;
  • неизменные шутейки раз в несколько минут, чтобы разрядить обстановку.
Фото: фирмы-производителя (20th Century Fox)

Убери ксеноморфов, поменяй Рипли на Железного человека, Колл на Черную вдову, Кристи на Бэтмена — получится хоть уидоновская «Лига справедливости», хоть уидоновские «Мстители».

Фото: фирмы-производителя (20th Century Fox)

Но перед нами фильм с заголовком «Чужой», и требования к нему у зрителя совершенно другие. Зритель вправе ждать духоты и низких потолков Скотта, размаха постановки Кэмерона, психологизма Финчера — а получил нечто совсем другое. Потому что это не Скотт, не Кэмерон и не Финчер — это относительно неизвестный француз Жене по сценарию Джосса Уидона.

Фото: фирмы-производителя (20th Century Fox)

И это по-прежнему добротное кино с командой героев, двигающейся к спасению уровень за уровнем под шутейки-ванлайнеры. Просто в роли пушечного мяса — ксеноморфы. Влияние европейской школы, вклад француза Жене видны по чисто раблезианскому гротеску и черному юмору. Который, как по мне, вполне уместен в картине с алчными корпорациями, тупыми военными, созданием клонов и космическими флибустьерами.

Фото: фирмы-производителя (20th Century Fox)

Хороший и смешной боевик с интересными персонажами. Который к тому же наконец-то ставит точку в «одиссее» Рипли. Хотя это и не то чтобы Рипли.

Фото: фирмы-производителя (20th Century Fox)

Прометей (2012) и «Завет» (2017)

Фото: фирмы-производителя (20th Century Fox)
«Тук-тук, не хотите ли поговорить о Господе нашем Боге? А я все равно поговорю!»

Про оба фильма я высказывался в соответствующих местах, и за прошедшие годы мое мнение не изменилось: «Прометей», например, — это очень плохое кино с очень красивыми образцами промышленного дизайна. А «Завет» — просто очень плохое кино про глупых людей с пришитым белыми нитками ксеноморфом и заветным (ха!) символизмом.

Фото: фирмы-производителя (20th Century Fox)

А все потому, что «папа» серии пытается усидеть одновременно на двух стульях: крепкого sci-fi про исследования и колонизацию — и религиозной притчи о Началах Бытия.

Фото: фирмы-производителя (20th Century Fox)

При этом он все делает как в первый раз, повторяясь даже структурно, даже в мелочах, но ничего не выходит: фильмы не интригуют, не давят, не пугают, не развлекают. Фильмы смешат. А это очень неправильно, когда у тебя тут цитаты Байрона и Шелли, мысли о Боге, кровь рекой — а зритель смеется. И совсем ни в какие ворота, когда у тебя большая НФ-работа, а зритель после просмотра помнит только, как два андроида играют друг другу на дудочке.

И опять смеется.

Фото: фирмы-производителя (20th Century Fox)

«Прометей» и «Завет» не научная фантастика и не триллер. Там не осталось безвыходно узких коридоров — только набор плохо сшитых сцен вокруг метаидеи. А метаидея у Скотта три десятилетия — одна. Более того, за редкими исключениями Скотт все эти 30 лет снимает один и тот же фильм.

  • В 1981 году — фантастическую картину «Бегущий по лезвию», где в аллегорической форме и с андроидами в главных ролях рассказана ветхозаветная история конфликта Творца и его творений, сдобренная мотивом отцеубийства из античных трагедий.
  • В 2012 году — фантастическую картину «Прометей», где в аллегорической форме и с андроидами в главных ролях рассказана ветхозаветная история конфликта Творца и его творений, сдобренная мотивом отцеубийства из античных трагедий.
  • В 2014 году — фантастическую картину «Исход», где уже не в аллегорической форме, а прямым текстом и без андроидов рассказана ветхозаветная история конфликта Творца и его творений, сдобренная мотивом отцеубийства из античных трагедий.
  • В 2017 году — фантастическую картину «Чужой: Завет», где в аллегорической форме и с андроидами в главных ролях рассказана ветхозаветная история конфликта Творца и его творений, сдобренная мотивом отцеубийства из античных трагедий.
  • И вот в 2020 Ридли Скотт выпускает сериал «Воспитанные волками», в котором (наконец-то!) в аллегорической форме и с андроидами в главных ролях рассказана ветхозаветная история конфликта Творца и его творений, сдобренная мотивом отцеубийства из античных трагедий.

Безумно интересно, что там дальше снимет Ридли Скотт?! Но смотреть я это, конечно, не буду — в отличие от его самого первого «Чужого», который неповторим и не побежден, даже разменяв пятый десяток.

Фото: фирмы-производителя (20th Century Fox)