Сегодня, 17 октября, в 14:00 стартует наша игровая экскурсия по фрагментам лучших маршрутов авторов городских прогулок. Вы все еще можете присоединиться к ней и побороться за главный приз — камеру моментальной печати Instax mini 11.
Следите за этой онлайн-трансляцией на сайте или в сторис в инстаграме 66.RU, ищите загаданные нами локации. Когда вы найдете зашифрованное место и придете к нему, то обнаружите мини-фотокарточку с изображением этой локации. Заберите ее первым, сфотографируйте и выложите снимок в сторис, отметив аккаунты 66.RU и Instax (не забудьте сделать его открытым). Либо отправляйте фото найденной карточки нам в директ. Мы сообщим о вашей находке, чтобы другие зря не искали. Так в течение 2,5 часов мы выложим в сторис и онлайн-трансляцию на сайте все девять точек маршрута. Постарайтесь дойти до них первыми и собрать как можно больше карточек.
По итогу обладатель самой большой коллекции мини-снимков получит подарок — камеру моментальной печати Fujifilm Instax mini 11 с запасом картриджей. Эта компактная камера станет незаменимым спутником самых ярких событий вашей жизни. Победителя мы объявим в понедельник.
Через пять минут мы выложим подсказку, которая приведет вас к первой локации. Не переключайтесь.
Место №1. Подсказка: здесь находится знаменитая винтовая лестница со звездой на верхушке.
Музей истории и археологии Урала. Проспект Ленина, 69/10. Снимок справа от лестницы, у сточной трубы
Мы не могли пройти мимо этого места, ведь ценность представляет не только экспозиция музея, но и само здание. Строение, где раньше находился ДК Дзержинского — одно из наиболее сохранившихся корпусов легендарного Городка чекистов. Здесь располагалась столовая, где должны были питаться жители Городка. Жильцы попадали в пищеблок прямо из своих домов по специальному переходу и уникальной винтовой лестнице, которая сохранилась до сих пор. Сейчас в здании находится основная экспозиция Краеведческого музея. Здесь можно увидеть самую древнюю на земле деревянную скульптуру — знаменитый Шигирский идол. Ходят легенды, что в подвалах, где сейчас располагаются реставрационные мастерские музея, были казематы НКВД.
Место №2. Подсказка: Это здание очень сильно повлияло на стилистику архитектуры всего Свердловска/Екатеринбурга. Изначально его использовали как общежитие.
«Гостиница Исеть». Проспект Ленина, 69/1. Снимок внутри двора, угол ограждения слева
«Гостиница Исеть» стала первым капитальным строением в этом районе. Изначально ее строили как общежитие для одиноких сотрудников НКВД и командированных. Здесь было 100 жилых комнат. Но в скором времени профиль общежития пришлось изменить из-за резкого роста числа семейных сотрудников. В дальнейшем доля «малосемейщиков» постоянно увеличивалась. В 1958 году общежитие передали на баланс Свердловского горисполкома. За два года жильцов расселили, а само здание поставили на ремонт и реконструкцию. В 1962 году здесь была открыта гостиница. Сначала она называлась «Спорт», а затем ее переименовали в «Исеть». В «перестроечный» период появилась версия, что необычная форма зданий общежития и клуба Дзержинского является ничем иным, как отражением советской символики — серпа и молота.
Первые два снимка нашли! Осталось еще семь. Продолжаем.
Место №3. Подсказка: сначала это здание было отелем, потом в нем разместились энергетики Урала, а еще позже — кинотеатр.
«Салют». Проспект Ленина, 38. Снимок на будке
Здание кинотеатра «Салют» за XX век три раза меняло свой облик. В 1901 году двухэтажное здание на углу Главного проспекта и улицы Колобовской — ныне проспект Ленина и улица Толмачева — выкупил крупный предприниматель Владимир Имшенецкий. Первый этаж он сдал в аренду под Детский мир, колбасный и чайный китайский магазинчики, а на втором разместил гостиницу «Пале-Рояль». В октябре 1912 года в помещении бывшего варьете отеля открыли электротеатр «Художественный». После революции его национализировали. Тогда же во время первой кардинальной переделки зданию надстроили три этажа и часть помещений отошла энергетикам Урала. В 1945 году кинотеатр назвали «Салют» — в честь победы в Великой Отечественной войне, а в 1959 его признали лучшим кинотеатром РСФСР. Вторая реконструкция случилась в 1957–63 гг. — на углу Карла Либкнехта — проспект Ленина построили новое здание УралТЭП. Архитектор Гуго Шауфлер визуально объединил строения. От конструктивизма у «Салюта» остался только закругленный угол.
Место №4. Подсказка: в 1990-х годах здесь сформировался радиокластер — десяток городских радиостанций и сейчас отсюда ведут свои эфиры.
Уралснабторг. Проспект Ленина, 41. Снимок на 5 этаже работы уличного художника Whssper
Изначально офисное здание Уралснабторга построено в стиле конструктивизма — никаких украшений, большие окна, протяженный балкон, совмещение вертикального и горизонтального объемов. Но первые два этажа — это дореволюционный кирпичный дом с магазинами. Его следы и сейчас можно обнаружить, зайдя во двор. Строение, которое вы видите сегодня, появилось благодаря архитектору Николаю Жеманову. В 30-ых ему предложили возвести большой комплекс административных и жилых зданий, но в итоге удалось построить только три — жилой дом на Первомайской, 18, нынешнее здание архитектурного университета и Уралснабторг. С 1990-х годов в последнем сформировался радиокластер — десяток городских радиостанций и сейчас отсюда ведут свои эфиры.
Тем временем третий снимок (у «Салюта») тоже нашли. Поздравляем!
Место №5. Подсказка: здесь записала свой первый альбом «Переезд» группа «Наутилус».
Школа архитектурно-художественного творчества. Улица Толмачева, 24. Ищите снимок рядом с Толмачева
До конца 70-х «Пряник» — как его называют в народе — был частью жилого фонда. Но в начале 80-х его передали в пользование Свердловскому архитектурному институту (ныне — УрГАХУ), преобразованному из филиала Московского архитектурного института. Учеба в Архе настраивала студентов на музыкальный лад, и ректор пообещал выделить им под клуб подвал здания взамен на реставрацию фасадов. Так, в 1985 году на первом этаже появился знаменитый студенческий клуб. Первым директором клуба назначили Андрея Макарова — он же был звукорежиссером «Наутилуса Помпилиуса». Клуб стал репетиционной базой группы — здесь летом 1986 года записали альбом «Разлука». Кроме того, в «Прянике», снимали фрагмент фильма «У меня нет друга» Алексея Балабанова. В нем хорошо показаны интерьеры клуба и гримерки.
Четвертая и пятая карточка тоже нашли своих хозяев. Осталось еще четыре снимка!
Место №6. Подсказка: скоро это здание займет духовно-просветительский православный центр.
Свердловский рок-клуб. Улица Володарского,9. Сила в ньютонах!
Последние годы здание стоит заброшенным, а фасад закрывает баннер. Но когда-то здесь кипела жизнь — люди приходили на концерты, а музыканты собирались, чтобы обсудить новые идеи. Настоящая жизнь в ДК Свердлова началась 15 марта 1986 года. За год работы клуба в него вступило около 50 групп. Некоторые уже были известны за пределами Свердловска — «Урфин Джюс», «Наутилус». Первый крупный концерт — правда, тогда он назывался «творческая мастерская» — шел три дня с 20 по 22 июня 1986 года. Для половины из заявившихся групп выступление стало сценическим дебютом: несмотря на то, что у некоторых были целые альбомы и их знали в тусовке, но перед зрителями в те дни они вышли первый раз.
Шестой снимок нашли!
Место №7. Подсказка: кто-то видит в этой работе московского художника малахит, а кто-то — обычный порванный пакет.
«Малахит». Улица 8 Марта, 8в. Белое – в зеленом.
Московский художник Данила Шмелев создал в Екатеринбурге арт в продолжение серии работ «Пластик». Порванная пленка на первый взгляд кажется просто качественной реалистичной работой, но обладает странным гипнотическим эффектом. Данила говорит, что его работу каждый может интерпретировать как хочет и увидеть в ней то, что хочет. Сам Данила еще на «Стенограффии» показал, как найти мультяшное сердечко на каждой грани работы. Но в поисках сердечек можно найти и другие, легко читаемые образы: лапу медведя, закрытые глаза, череп, страшное лицо и кусочки малахита. Посмотрите на пластик — это то же самое, что изучать облака — поле для ассоциаций безгранично.
Охотники за снимками нашли седьмую карточку. Поздравляем!
Место №8. Подсказка: изначально на четырех гранях этого куба была надпись «Люблю Екатеринбург». После — все покрылось тегами, рекламой наркотиков и прочим «мусором». Но в 2018 году художники на этом месте устроили перформативный арт.
Мы еще даже не успели выложить точный адрес, как снимок уже нашли. Он был тут — у «Куба на Вайнера».
В 2018 году на первом партизанском фестивале уличного искусства «Карт-Бланш» художники Никита Руфас и Дамир Бозик сделали перформативный арт — разрисовали все грани куба в разгар рабочего дня. У них не было ни разрешения, ни маскировки, только чистая наглость. За ними наблюдали городская система видеонаблюдения, частные камеры «Сбера», гуляющие туристы, патрули ППСП, но никто не задал им ни одного вопроса. Художники доказали, что в Екатеринбурге можно рисовать где угодно. Некоторые рисунки Никиты Руфаса и Дамира Бозика все еще можно найти на стене, хотя куб продолжает жить своей жизнью. В 2019 году британский художник Fanakapan после своей фестивальной работы решил сделать еще одну, успев до вылета. Но дело было ночью, поэтому его отправили на Вайнера. Перед самолетом в соцсетях он выложил фото с цветком и подписью «Моя самая внезапная и самая пьяная работа».
Осталась последняя карточка, и у нас пока ничья: два человека собрали одинаковое количество снимков.
Место №9. Подсказка: этот дом построил незаконно осужденный человек, а теперь оттуда призывают в армию.
Дом Якова Коковина. Проспект Ленина, 6Б. Снимок в ногах героя анекдотов.
Красивый дом с колоннами построил в начале 1830-х годов командир Екатеринбургской гранильной фабрики Яков Коковин. В 1831 году на Урале нашли изумруды, а разработку месторождения поручили Коковину. Спустя три года на его фабрике нашли изумруд «едва ли не превосходящий достоинствам изумруд, бывший в короне Юлия Цезаря». Изумруд этот отправили в Петербург. Но то ли по дороге, то ли уже по приезду камень пропал. Обвинили в пропаже Коковина. Его уволили с должности директора и в конце 1835 года отправили в Тюремный замок (нынешнее СИЗО). Следствие шло два года, но с самого начала никаких доказательств вины Коковина в похищении камня не было. Суд признал его невиновным в краже, но нашел другие преступления: бардак с учетом и контролем добытых драгоценных камней, дача взяток, использование мастеровых для своих личных нужд. В итоге Яков Коковин вышел на свободу в только 1837 году, лишенный чинов, орденов, дворянского достоинства и знака отличия беспорочной службы. Из-за слабого здоровья после освобождения Коковин быстро скончался.
Последняя карточка найдена. Поздравляем победителя! Спасибо всем за игру и за то, что в этот холодный день были с нами!