Музей истории и археологии Урала (пр. Ленина, 69/10)
Фото: Алексей Школа, 66.RU |
---|
Экскурсия начинается в Городке чекистов, а именно — у Музея истории и археологии Урала. Автор экскурсии «Городок чекистов — жемчужина советского авангарда» Игорь Янков рассказывает, почему ценность представляет не только экспозиция музея, но и само здание.
Игорь Янков, автор экскурсии «Городок чекистов — жемчужина советского авангарда»:
— Строение, где раньше находился ДК Дзержинского, — один из наиболее сохранившихся корпусов легендарного Городка чекистов. Здесь располагалась столовая, где должны были питаться жители Городка. Жильцы попадали в пищеблок прямо из своих домов по специальному переходу и уникальной винтовой лестнице, которая сохранилась до сих пор. Сейчас в здании находится основная экспозиция Краеведческого музея. Здесь можно увидеть самую древнюю на земле деревянную скульптуру — знаменитый Шигирский идол. Ходят легенды, что в подвалах, где сейчас располагаются реставрационные мастерские музея, были казематы НКВД.
Гостиница «Исеть» (пр. Ленина, 69/1)
Фото: Алексей Школа, 66.RU |
---|
Следующая точка совсем близко. Конечно, мы не могли пройти мимо ключевого здания конструктивизма — гостиницы «Исеть». Вот что рассказывает о ней Игорь Янков.
Игорь Янков:
— Гостиница «Исеть» стала первым капитальным строением в этом районе и повлияла на стилистику архитектуры всего Свердловска/Екатеринбурга. Изначально ее строили как общежитие для одиноких сотрудников НКВД и командированных. Здесь было 100 жилых комнат. Но в скором времени профиль общежития пришлось изменить из-за резкого роста числа семейных сотрудников. В дальнейшем доля «малосемейщиков» постоянно увеличивалась. В 1958 году общежитие передали на баланс Свердловского горисполкома. За два года жильцов расселили, а само здание поставили на ремонт и реконструкцию. В 1962 году здесь была открыта гостиница. Сначала она называлась «Спорт», а затем ее переименовали в «Исеть». В «перестроечный» период появилась версия, что необычная форма зданий общежития и клуба Дзержинского является не чем иным, как отражением советской символики — серпа и молота.
«Уралэнерго» (пр. Ленина, 38)
Фото: Алексей Школа, 66.RU |
---|
Переходим на противоположную сторону проспекта Ленина и спускаемся к улице Карла Либкнехта, продолжая изучать конструктивизм города. Как рассказывает урбанист и автор маршрутов по конструктивизму Дмитрий Москвин, здание кинотеатра «Салют» за XX век три раза меняло свой облик.
Дмитрий Москвин, сообщество независимых экскурсоводов «Екбгуляем»:
— В 1901 году двухэтажное здание на углу Главного проспекта и улицы Колобовской — ныне проспект Ленина и улица Толмачева — выкупил крупный предприниматель Владимир Имшенецкий. Первый этаж он сдал в аренду под «Детский мир», колбасный и чайный китайский магазинчики, а на втором разместил гостиницу «Пале-Рояль». В октябре 1912 года в помещении бывшего варьете отеля открыли электротеатр «Художественный». После революции его национализировали. Тогда же, во время первой кардинальной переделки, зданию надстроили три этажа и часть помещений отошла энергетикам Урала. В 1945 году кинотеатр назвали «Салют» — в честь победы в Великой Отечественной войне, а в 1959-м его признали лучшим кинотеатром РСФСР. Вторая реконструкция случилась в 1957–63 гг. — на углу Карла Либкнехта — проспект Ленина построили новое здание УралТЭП. Архитектор Гуго Шауфлер визуально объединил строения. От конструктивизма у «Салюта» остался только закругленный угол.
«Уралснабторг» (пр. Ленина, 41)
Фото: Алексей Школа, 66.RU |
---|
Следующая точка находится ровно напротив здания «Уралэнерго» — рассмотреть его можно, не переходя дорогу. Дмитрий Москвин описывает его как «высотное, но незамечаемое авангардное здание в самом центре города».
Дмитрий Москвин:
— Изначально офисное здание «Уралснабторга» построено в стиле конструктивизма — никаких украшений, большие окна, протяженный балкон, совмещение вертикального и горизонтального объемов. Но первые два этажа — это дореволюционный кирпичный дом с магазинами. Его следы и сейчас можно обнаружить, зайдя во двор. Строение, которое вы видите сегодня, появилось благодаря архитектору Николаю Жеманову. В 30-х ему предложили возвести большой комплекс административных и жилых зданий, но в итоге удалось построить только три — жилой дом на Первомайской, 18, нынешнее здание архитектурного университета и «Уралснабторг». С 1990-х годов в последнем сформировался радиокластер — десяток городских радиостанций и сейчас отсюда ведут свои эфиры.
Школа архитектурно-художественного творчества (ул. Толмачева, 24)
Фото: Алексей Школа, 66.RU |
---|
Отойдем от архитектуры и коснемся темы музыки. Толмачева, 24 — здание Школы архитектурно-художественного творчества, где в 1983 году записала свой первый альбом «Переезд» группа «Наутилус» (тогда еще не Помпилиус) и снимали фрагменты фильма «У меня нет друга» Алексея Балабанова.
Светлана Толмачева, автор экскурсионного маршрута «Свердловский рок на карте Екатеринбурга»:
— До конца 70-х «Пряник», как его называют в народе, был частью жилого фонда. Но в начале 80-х его передали в пользование Свердловскому архитектурному институту (ныне — УрГАХУ), преобразованному из филиала Московского архитектурного института. Учеба в Архе настраивала студентов на музыкальный лад, и ректор пообещал выделить им под клуб подвал здания взамен на реставрацию фасада здания. Так в 1985 году на первом этаже появился знаменитый студенческий клуб. Первым директором клуба назначили Андрея Макарова — он же был звукорежиссером «Наутилуса Помпилиуса». Клуб стал репетиционной базой группы — здесь летом 1986 года записали альбом «Разлука». Кроме того, в «Прянике» снимали фрагмент фильма «У меня нет друга» Алексея Балабанова. В нем хорошо показаны интерьеры клуба и гримерки.
Свердловский рок-клуб (ул. Володарского, 9)
Фото: Алексей Школа, 66.RU |
---|
Пройдясь по Плотинке и перейдя на другой берег Исети, немного углубляемся к улице Володарского и находим Мекку свердловского рока — здание ДК Свердлова. Последние годы оно стоит заброшенным, а фасад закрывает баннер. Но когда-то здесь кипела жизнь — люди приходили на концерты, а музыканты собирались, чтобы обсудить новые идеи.
Светлана Толмачева:
— Одним из последних документов, который до переезда в Москву подписал Борис Ельцин, было распоряжение о создании областного клуба рок-музыки. Настоящая жизнь в ДК Свердлова началась 15 марта 1986 года. За год работы клуба в него вступило около 50 групп. Некоторые уже были известны за пределами Свердловска — «Урфин Джюс», «Наутилус». Первый крупный концерт — правда, тогда он назывался «творческая мастерская» — шел три дня, с 20 по 22 июня 1986 года. Для половины из заявившихся групп выступление стало сценическим дебютом: несмотря на то, что у некоторых были целые альбомы и их знали в тусовке, перед зрителями в те дни они вышли первый раз.
«Малахит» (ул. 8 Марта, 8в)
Фото: Алексей Школа, 66.RU |
---|
Перейдем от музыки к уличному искусству, которое за последние несколько лет стало визитной карточкой Екатеринбурга. Около станции метро «Площадь 1905 года» ежедневно тысячи горожан проходят мимо одного из самых интересных проектов прошлогоднего фестиваля Stenograffia «Малахит». О нем подробно рассказывает эксперт по уличному искусству Алексей Шахов.
Алексей Шахов, автор экскурсий по «Stenograffia X», «Карт-бланш 2020», «Карт-бланш 18–19»:
— Московский художник Данила Шмелев создал в Екатеринбурге арт в продолжение серии работ «Пластик». Порванная пленка на первый взгляд кажется просто качественной реалистичной работой, но обладает странным гипнотическим эффектом. Данила говорит, что его работу каждый может интерпретировать, как хочет, и увидеть в ней то, что хочет. Сам Данила еще на «Стенограффии» показал, как найти мультяшное сердечко на каждой грани работы. Но в поисках сердечек можно найти и другие, легко читаемые образы: лапу медведя, закрытые глаза, череп, страшное лицо и кусочки малахита. Посмотрите на пластик — это то же самое, что изучать облака — поле для ассоциаций безгранично.
«Куб на Вайнера» (точного адреса нет, будка напротив дома по ул. Вайнера, 14)
Фото: Алексей Школа, 66.RU |
---|
От метро поднимаемся к главной прогулочной улице Екатеринбурга. Как рассказывает Алексей Шахов, здесь однажды затянули баннерами то ли электробудку, то ли вентиляцию из метро. Изначально на четырех пластмассовых гранях было что-то вроде «Люблю Екатеринбург» с фотографиями города. Со временем признания в любви перекрыли тегами, рекламой наркотиков и прочим визуальным мусором.
Алексей Шахов:
— В 2018 году на первом партизанском фестивале уличного искусства «Карт-бланш» художники Никита Руфас и Дамир Бозик сделали перформативный арт — разрисовали все грани куба в разгар рабочего дня. У них не было ни разрешения, ни маскировки, только чистая наглость. За ними наблюдали городская система видеонаблюдения, частные камеры «Сбера», гуляющие туристы, патрули ППСП, но никто не задал им ни одного вопроса. Художники доказали, что в Екатеринбурге можно рисовать где угодно. Некоторые рисунки Никиты Руфаса и Дамира Бозика все еще можно найти на стене, хотя куб продолжает жить своей жизнью. В 2019 году британский художник Fanakapan после своей фестивальной работы решил сделать еще одну, успев до вылета. Но дело было ночью, поэтому его отправили на Вайнера. Перед самолетом в соцсетях он выложил фото с цветком и подписью «Моя самая внезапная и самая пьяная работа».
Дом Якова Коковина (ул. Ленина, 6б)
Фото: Алексей Школа, 66.RU |
---|
Завершим экскурсию у дома Якова Коковина (сегодня это здание военного комиссариата Свердловской области). Коковина постигла несчастная судьба — несмотря на то, что он довольно успешно руководил Екатеринбургской гранильной фабрикой, его посадили в тюрьму за хищение изумруда, «едва ли не превосходящего достоинством изумруд, бывший в короне Юлия Цезаря». Подробнее о судьбе этого человека рассказывает автор экскурсии «Самые громкие преступления в истории города» Артем Беркович.
Артем Беркович, автор экскурсии «Самые громкие преступления в истории города»:
— Красивый дом с колоннами построил в начале 1830-х годов командир Екатеринбургской гранильной фабрики Яков Коковин. В 1831 году на Урале нашли изумруды, а разработку месторождения поручили Коковину. Спустя три года на его фабрике нашли изумруд «едва ли не превосходящий достоинством изумруд, бывший в короне Юлия Цезаря». Изумруд этот отправили в Петербург. Но то ли по дороге, то ли уже по приезде камень пропал. Обвинили в пропаже Коковина. Его уволили с должности директора и в конце 1835 года отправили в Тюремный замок (нынешний СИЗО). Следствие шло два года, но с самого начала никаких доказательств вины Коковина в похищении камня не было. Суд признал его невиновным в краже, но нашел другие преступления: бардак с учетом и контролем добытых драгоценных камней, дача взяток, использование мастеровых для своих личных нужд. В итоге Яков Коковин вышел на свободу в только 1837 году, лишенный чинов, орденов, дворянского достоинства и знака отличия беспорочной службы. Из-за слабого здоровья после освобождения Коковин быстро скончался. Российское правосудие всегда было как крокодил: сжав челюсти, оно не выпускает жертву и не дает заднего хода.
Наша экскурсия подошла к концу. Надеемся, было интересно и теперь вы смотрите на город с нового ракурса.