Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Область
Заразились
44775 +391
Выздоровели
36975 +395
Умерли
988 +8
Россия
Заразились
2187990 +25487
Выздоровели
1685492 +25073
Умерли
38062 +524

Теперь снимать можно только про геев и сильных женщин? Павел Матяж о новых стандартах «Оскара»

10 сентября 2020, 09:00
Теперь снимать можно только про геев и сильных женщин? Павел Матяж о новых стандартах «Оскара»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Американская киноакадемия опубликовала стандарты для фильмов, которые могут претендовать на «Оскар». В основном все они касаются женщин, представителей ЛГБТ+, людей с когнитивными или физическими недостатками, а также довольно обширного списка недопредставленных расовых или этнических групп.

Я тут, в России, а тем более — в Екатеринбурге, живу в «белом мире». И что бы ни написал — будет слово белого гетеросексуального мужика. Ну, потому что вокруг нет никаких негров, никаких геев, а даже если и есть, то их творческий вклад в мировую киноиндустрию стремится к нулю. Так что я не могу быть объективен. Но позиция у меня есть, конечно.

Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Паразиты», режиссер Пон Джун-хо. «Оскар» в номинации «Лучший фильм», 2019 г.

Для начала нужно ввести в курс дела тех, кто не понимает, из-за чего вообще сыр-бор и что это за новые требования такие, в чем их новизна. И сразу сказать, что касаются они только категории «Лучший фильм» и начнут использоваться в 2024 году. Но тем не менее вот они.

Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «12 лет рабства», режиссер Стив МакКуин. «Оскар» в номинации «Лучший фильм», 2013 г.

Стандарт А

1. Главная или второстепенная роль.
По крайней мере один из исполнителей главной или второстепенной роли должен принадлежать к недостаточно представленной расовой или этнической группе. В смысле, быть азиатом или латиноамериканцем, афроамериканцем, индейцем, быть с Ближнего Востока или из Северной Африки, или с Гавайских островов, или представлять иную малую народность.
2. Вся актерская команда.
По крайней мере 30% всех актеров должны принадлежать как минимум к двум из следующих недостаточно представленных групп: женщины, расовое или этническое меньшинство, ЛГБТ+, люди с когнитивными или физическими недостатками.
3. Сюжетная линия.
Основная сюжетная линия фильма должна быть сосредоточена на недостаточно представленных группах.
Для достижения стандарта А фильм должен соответствовать одному из этих критериев.

Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Зеленая книга», режиссер Питер Фаррелли. «Оскар» в номинации «Лучший фильм», 2018 г.

Стандарт B

1. Креативное руководство и руководители отделов
По крайней мере две из следующих руководящих должностей и руководителей отделов — директор по кастингу, оператор, композитор, художник по костюмам, режиссер, редактор, парикмахер, визажист, продюсер, художник-постановщик, декоратор, звукорежиссер, руководитель визуальных эффектов — должны занимать представители следующих недостаточно представленных групп. Все тех же — женщины, ЛГБТ+ и так далее.

По крайне мере один из этих руководителей должен быть азиатом, латиноамериканцем, индейцем и так далее, так же, как в стандарте А.
2. То же самое относительно технических отделов производства фильма.
3. Состав съемочной группы.
На 30% должен состоять из тех же недостаточно представленных групп: женщины, геи и так далее, и так далее.
Для достижения стандарта Б фильм должен соответствовать одному из этих критериев.

Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Артист», режиссер Мишель Хазанавичус. «Оскар» в номинации «Лучший фильм», 2011 г.

Стандарт C

1. Компания по прокату или финансированию фильма должна организовать оплачиваемое ученичество или стажировку для тех же недостаточно представленных групп.
2. Компания по производству, распространению и/или финансированию фильма предлагает обучение и/или возможности работы для развития навыков для людей из недостаточно представленных групп. Тех же самых групп.
Для достижения стандарта C фильм должен соответствовать обоим критериям.

Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Повелитель бури», режиссер Кэтрин Бигелоу. «Оскар» в номинации «Лучший фильм», 2008 г.

Стандарт D

1. Студия и/или кинокомпания имеет несколько штатных руководителей высшего звена из тех же самых недопредставленных групп. Это касается отделов маркетинга, рекламы и дистрибуции.
Для того чтобы получить 96-й «Оскар» за «Лучший фильм» 2024 года, лента должна соответствовать двум из этих четырех стандартов.

Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Форма воды», режиссер Гильермо дель Торо. «Оскар» в номинации «Лучший фильм», 2017 г.

Если все это внимательно прочитать и осмыслить, то звучит не очень страшно. Если не хочешь снимать историю про индейцев, геев, женщин или инвалидов и не хочешь нанимать всех этих людей на работу, можно взять пару стажеров в отдел дистрибуции и смириться уже с тем, что лучшие маркетологи — женщины.

Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Чикаго», режиссер Роб Маршалл. «Оскар» в номинации «Лучший фильм», 2002 г.

Никто не предлагает устроить ревизию старой доброй киноклассике, поотбирать у продюсеров и режиссеров их неполиткорректные «Оскары», сами фильмы убрать под замок, а за несанкционированный просмотр отправлять в Сибирь. Направлено это все на будущий кинематограф, который в любом случае не будет таким же, как старый. Да и не должен.

Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Отступники», режиссер Мартин Скорсезе. «Оскар» в номинации «Лучший фильм», 2006 г.

А индустрия давно готова к этому. По крайней мере — в США. Возможно, когда-то оскаровский комитет и производил впечатление очень консервативного олдскульного жюри. Но это давным-давно в прошлом.

В нулевые и десятые все было с точностью до наоборот. «Оскары» четырех последних церемоний выдали фильмам, которые полностью соответствуют этим, вроде бы только что сформулированным требованиям. «Паразиты», «Зеленая книга», «Форма воды» и «Лунный свет» проходят по стандарту А. Они, конечно, не докладывают широкой общественности, как там у них с процентом женщин и геев в креативном руководстве или, наоборот, среди стажеров, но почему-то кажется, что все в рамках фестиваля.

Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Лунный свет», режиссер Барри Дженкинс. «Оскар» в номинации «Лучший фильм», 2016 г.

Да и раньше, если разобраться, эти стандарты вполне себе соблюдались, несмотря на то, что не были созданы. Из 92 победителей категории «Лучший фильм» стандарту А не соответствуют единицы.

Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Крестный отец», режиссер Фрэнсис Форд Коппола. «Оскар» в номинации «Лучший фильм», 1972 г.

Ну, например, такой брутальный фильм, как «Крестный отец». Кем-то он воспринимается как вечная классика. Другие считают его эталонным примером пропаганды расизма и мужского шовинизма в кино, не говоря уже о том, что большинство действующих лиц фильма — преступники с точки зрения любого законодательства.

Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Крестный отец», режиссер Фрэнсис Форд Коппола. «Оскар» в номинации «Лучший фильм», 1972 г.

Да, там нет геев или инвалидов в главных ролях. Но женщин среди персонажей никак не меньше тридцати процентов. И по крайней мере две из них (Талия Шайр — Констанция (Конни) Корлеоне, Моргана Кинг — Кармелла Корлеоне, жена дона Вито) занимают важное место в сюжете. А Дайан Китон — Кэтрин (Кей) Адамс-Корлеоне вообще главную женскую роль сыграла. Это во-первых.

А во-вторых, сицилийцы и тогда и сейчас воспринимаются как этническое меньшинство. Не только в США, но и в Италии.

Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Храброе сердце», режиссер Мэл Гибсон. «Оскар» в номинации «Лучший фильм», 1995 г.

Или «Храброе сердце». Историческая драма, где три часа подряд бородатые нордические мужики рубят друг друга топорами и мечами, наплевав на всякую политкорректность. Но во-первых, женщины там все-таки есть. Целых две: красавицы Софи Марсо и Катрин МакКормак. И обе — любовницы главного героя, полноценные персонажи, хоть их и не номинировали за это на «Оскар».

Еще там есть целых два гея, что вообще нетипично для средневековой Британии. И один инвалид, хоть роль ему досталась и не совсем положительная.

А во-вторых, ну там же про борьбу шотландцев за независимость. В смысле, вся сюжетная линия фильма сосредоточена на борьбе недостаточно представленной этнической группы с достаточно представленной.

Кадр из фильма «Взвод», режиссер Оливер Стоун. «Оскар» в номинации «Лучший фильм», 1986 г.

Потом разнообразные военные фильмы про Вторую мировую или Вьетнам, где в принципе нет женских или нетрадиционно ориентированных персонажей, могли бы попасть под удар. Но тоже нет. Оливерстоуновский «Взвод» на самом деле под завязку забит афроамериканцами, азиатами и латиноамериканцами. А за роль в «Охотнике на оленей» Мерил Стрип была номинирована на награду Британской киноакадемии, «Золотой глобус» и «Оскар».

Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Охотник на оленей», режиссер Майкл Чимино. «Оскар» в номинации «Лучший фильм», 1978 г.

В «Лоуренсе Аравийском» 1962 года 99% персонажей — жители Ближнего Востока, то есть этническое меньшинство по современным стандартам. Так же, как в «Танцующем с волками».

В «Повелителе бури» в главной роли — афроамериканец. В «Малышке на миллион» — женщина. В «Играх разума» — сумасшедший (в смысле, человек с когнитивным недостатком).

А «Властелин колец» вообще про недостаточно представленных хоббитов, хоть геноцид орков и гоблинов из него не выкинешь.

Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Титаник», режиссер Джеймс Кэмерон. «Оскар» в номинации «Лучший фильм», 1997 г.

Короче, гораздо сложнее найти не соответствующий стандарту А фильм, чем наоборот.

«Титаник» разве что не прокатил бы в 2024-м. Женщин там очень много, но вот афроамериканцев, ЛГБТ+ и инвалидов могли бы взять на борт и побольше.