Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Слежка за самим собой как искусство

16 мая 2007, 11:19
Сравнительно недавнее исследование, проведенное специалистами по психическим заболеваниям из лондонского King's College среди жителей Великобритании, поразило научные круги и общественность. Оно показало, что 40% опрошенных страдают той или иной формой паранойи, причем каждый второй из них убежден, что за ним следят, а каждый восьмой - что следят целенаправленно и организованно.
Впрочем, хотя достать более менее подробную статистику о том, насколько усилилась за последние годы слежка за гражданами в западных странах не так уж просто, то, что она усилилась значительно - очевидный факт. Отчасти поэтому параноидальность и превращается в одну из обычных черт характера современного человека. Ведь, как известно, если вы параноик, это еще не значит, что за вами не следят.

Но хорошее чувство юмора и творческий подход творят чудеса. На специально открытом сайте Tracking Transience («Прослеживание быстротечности») нью-йоркский художник Хасан Элахи (Hasan Elahi) вот уже почти пять лет выкладывает на обозрение всем желающим информацию о своем текущем местонахождении с фотографиями окружающих его видов для пущей правдоподобности. С помощью API Google Maps, встроенного в мобильный телефон GPS-модуля и простого ПО Хасан сделал нечто похожее на те системы наблюдения, которые используют спецслужбы в голливудских фильмах. Где бы он ни был, по карте мира за ним следует большая красная стрелка.

Вдохновение на такой проект свалилось на Элахи после случая в одном из американских аэропортов. Будучи урожденным бангладешцем, он имеет весьма подозрительную внешность (как и полтора миллиарда его соотечественников), по которой в нынешней Америке в нем часто узнают террориста. В тот раз, ФБР не ограничилось его задержанием и полным личным досмотром, а установило за ним легкую слежку и время от времени вызывало на допросы с применением детектора лжи. Патриот своей новой родины, Хасан решил упростить борцам за спокойствие страны работу. Ну и заодно обеспечить себе постоянное алиби.

В дальнейшем, накопив изрядно фотоматериала, Элахи начал устраивать выставки художественных композиций под собирательным названием The Orwell Project (Проект Оруэлл), в которых объединял фотографии обедов, которые он ел в самолетах, металлодетекторов в аэропортах, лент транспортеров багажа, туалетов и прочих мест и предметов, часто встречающихся ему в дороге. Однако в рамках статичной экспозиции художник убивает саму идею постоянной слежки за собой и нарушает цепочку событий прошлого, потому что кадры он выстраивает не по времени их создания, а по принципу «как красивее». Хотя и на сайте фотографии часто не снабжены точной датировкой и информацией о месте, где они были сняты.

Конечно, идея добровольно выдать о себе всю поднаготную вряд ли найдет широкое понимание среди публики, но заложенная в ней ирония очень важна для общества, которое с каждым днем становится все более закрытым и одновременно подозрительным.