Мои глаза, например, до сих пор болят от «Обитаемого острова» и «Параграфа 78». У вас, думаю, тоже. Поэтому-то между «российское кино» и «помойка» пролег несмываемый знак равенства.
Что уже на излете «десятых» годов было, конечно, далеко не справедливо. Но сознание масс довольно инертное: раз настроившись, перестраиваться не желает и тот самый знак равенства смывать не спешит. При этом российские киноделы изо всех сил стараются, и я даже склонен признать, что им это удается: последние года три мне хочется сходить и посмотреть, что они там наворотили. Потому что они умеют удивлять.
Включая очередной (душный) фильм «марвеловского» конвейера, я точно знаю, что и в какой последовательности меня ждет. Примерно 120 минут взрослые люди в разноцветных трико на фоне зеленого экрана будут разыгрывать трехгрошовые драмы. Возможно, кто-то умрет, но не умрет. А кто-то будет хороший, но плохой. И так без остановки — десять лет, публике почему-то нравится. Я в свою очередь третьего «Тора» осилил ровно 7 минут, а какой-то из последних «Мстителей» — 20.
При этом вырваться за пределы круга большие голливудские студии не могут: велики риски, заигрывать с инертной, но прикормленной аудиторией никто не хочет. Аудитория точно знает, что получит, и покорно идет на очередную фазу очередной вселенной с очередными теми же самыми героями; а студия складывает очередной миллиард и запускает в производство следующую фазу, где мужики в разноцветном трико 120 минут на фоне хромакея будут играть дешевые драмы.
Российской киноиндустрии в этом плане повезло больше: ни наработанной фан-базы, ни дойных франшиз тут отродясь не было, поэтому можно искать и экспериментировать. В результате эксперименты эти на уровне концепта получаются как минимум интересными.
- Готический Гоголь и викторианский Олег Меньшиков охотятся на Назгула. Что? Да! И я уже бегу в кино.
- На Чертаново падает космический корабль с пришельцем в экзоскелете? Всегда мечтал посмотреть.
- Джеки Чан дерется с Арнольдом, а Петр I тем временем бежит из заточения в Китай?! Я начинаю неистово бросать деньги в экран с трейлером.
- Люди, лежащие в коме, организуют там особый мир с проекциями своих комплексов и монстрами из нефти?! Почему вы мне не показали это раньше!
В общем, повторюсь, что на уровне задумок и концепций российские блокбастеры выглядят куда интереснее, чем очередной супергерой, получивший суперсилу, идущий в бой против суперзлодея, а то и самого себя из параллельной вселенной — 120 минут хронометража и очередной миллиард в мировом прокате.
Ду хо та.
Вот то ли дело зубастые матрешки-дроны с пулеметами из альтернативной цветущей Москвы!
Но концепты концептами, только кино состоит не только из них одних. За концептом следуют (должны следовать) нарратив, драматургия, сценическое мастерство, режиссура, CGI, чувство меры, размера — то есть все те замечательные вещи, с которыми в целом или по отдельности у российских киноделов до сих пор беда.
Удивительно, что почти всех этих проблем ухитрилась избежать относительно свежая «Кома».
Трижды удивительно.
- Во-первых, продюсировал фильм Сарик Андреасян, про которого уже даже шутить грешно.
- Во-вторых, ставил фильм режиссер-ноунейм, у которого в послужном списке — только совместные все с тем же Андреасяном работы.
А совместные с Андреасяном работы = «Вон Из Профессии».
- В-третьих, фильм увяз в производственном аду: его анонсировали еще в 2017 году, следом срок выхода сдвигался на 18 и 19 годы, вышел в прокат он в итоге только в начале 2020-го, почти сразу же отправившись добивать несобранные сборы в онлайн-кинотеатры. Посмотрело его меньше народу, чем обзор на него увидят у Бэдкомедиана, но «Кома» — как раз тот случай, когда цифры и сборы почти ничего не говорят о качестве продукта.
Главная его удача в том, что там нет Александра Петрова. Уже заинтригованы? Я только поэтому решил посмотреть. А в фильме и другого хорошего хватает.
Талантливый, но безвестный архитектор после ДТП находит себя в коме. Только там не просто лежат овощем, там своя жизнь, социум, микрокосм и опасности. Плюс полно таких же, как он, коматозников: один умен, второй силен, третья загадочна, четвертый похож на обэжэшника и трудовика с геологоразведкой в анамнезе. Всем вместе надо объединиться и построить Прекрасную и Цветущую Россию Будущего. Почему-то на острове.
Как по мне, в этом фильме интересно все. И концепт с полузагробной жизнью, и разношерстная компания коматозников, и сам мир, в котором почему-то видят только отсылки к нолановскому «Началу», хотя, как по мне, тут референсов больше одного — все «матрицы» Гибсона и Вачовски разом, «Доктором Стрэнджем» погоняющие.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Мир комы соткан из воспоминаний коматозников, в нем нет констант — он все время меняется. И эта часть сделана, на мой взгляд, блестяще: с художественной выдумкой, творческой смекалкой и нарядным для российского кинематографа CGI. Ты еще не успел отойти от отсутствия в кадре Петрова, а тебе уже показывают Москву вверх тормашками, где с потолка свисает Бурдж-Халифа, Биг-Бен и флорентийские соборы.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Звучит как дичь, конечно, но не «дичее», чем Обычный Человек Получил Суперсилу И Сделал Америку Great Again.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Помимо дизайна и графики, в «Коме» есть связное повествование, какая-никакая интрига с сюжетным твистом на излете II акта, а российские актеры на два часа забыли, что они российские актеры, и почему-то не орут дурниной каждую минуту отведенного экранного времени.
Фото: фирмы-производителя |
---|
«Кома» не идеальна, но определенно не стоит смеха и помоев. И точно стоит потраченного времени: тут очень крутой дизайн и атмосфера, в меру оригинальная задумка, персонажи с претензией на характеры. В итоге час сорок пролетает незаметно, лицо не отбито фейспалмами, и даже есть некое подобие послевкусия с желанием обсудить увиденное с кем-нибудь, кто тоже устал от мужиков в цветном трико.