Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Скрытое домашнее насилие. Павел Матяж о фильме «Человек-невидимка»

6 марта 2020, 11:07
Скрытое домашнее насилие. Павел Матяж о фильме «Человек-невидимка»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Новая экранизация не оставила от романа Герберта Уэллса ничего, кроме имени главного героя. Впрочем, статуса ведущего персонажа ученый Эдриан Гриффин лишился тоже. В новом сюжете он больше не суперзлодей, а банальный кухонный боец, абьюзер и токсичный муж самодостаточной и независимой Сесилии (Элизабет Мосс).

Герберт Уэллс придумал человека-невидимку еще в 19 веке. С тех пор его экранизировали не меньше десяти раз. Может быть, поэтому невидимка знаком современному зрителю лучше, чем другие викторианские злодеи. Можно сказать, что доктор Гриффин популярнее доктора Джекила и может тягаться с доктором Франкенштейном. А от него и до самого графа Дракулы недалеко.

Первый, немой фильм про человека-невидимку появился в 1923-м, потом были экранизации в 30-е и 40-е. Сейчас все это воспринимается как классика, один из тех фильмов даже внесен в реестр ЮНЕСКО как объект культурного наследия. Образ физика Гриффина с тех пор закрепился как архетип злодея, безумного ученого. Но уже в 1950-е он стал героем комедии в фильме «Эбботт и Костелло встречают человека-невидимку». А в 1984-м вообще превратился в положительного персонажа в советской экранизации режиссера Александра Захарова. Но никогда еще не случалось такого, чтобы в фильме, который называется «Человек-невидимка», человек-невидимка перестал быть главным героем.

Фото: kinopoisk.ru

Это же всегда было про гения и злодейство. Про то, как выдающийся ученый и умница превращается в монстра. В оригинальном романе и большинстве экранизаций основой сюжета были именно психологические метаморфозы героя. В кино это всегда было результатом побочного действия дающего невидимость препарата. То, как физиологическая трансформация разрушительно воздействует на психику персонажа, очень убедительно получилось продемонстрировать у Пола Верховена в фильме «Невидимка» 2000 года.

Кинокомпания Universal начала работать над очередной экранизацией еще в 2007-м. Чтобы не ударить в грязь лицом и дотянуться до планки, установленной Верховеном, на главную роль собирались взять Джонни Деппа, а сам фильм включить в амбициозный цикл «Темной вселенной». В 2017-м был такой проект из «Мумии», «Франкенштейна», «Доктора Джекила», «Человека-волка», «Голема» и много кого еще. В противовес диснеевским «Мстителям». Но «Мумия» провалилась, и все остальные проекты были заморожены, отложены или переписаны в соответствии с изменившимися экономическими вводными. Так произошло и с «Человеком-невидимкой»: бюджет картины сократили до 9 миллионов долларов.

Фото: kinopoisk.ru

Про Джонни Деппа можно было забыть. Да и вообще, ну какой смысл брать суперзвезду на роль чувака, которого никто не видит. Скорее всего, именно эта цепочка рассуждений и привела в конце концов продюсеров к революционному переосмыслению классического сюжета и актрисе Элизабет Мосс, которая изрядно поднаторела в изображении страданий за три сезона «Рассказа служанки». И в 2020-м году свершилось! Через 123 года после написания романа слово получает жена Человека-невидимки, миссис Гриффин.

Фото: kinopoisk.ru

Педантичный читатель может заметить, что никакой миссис Гриффин в романе Уэллса не было. Но у них тогда у всех в позапрошлом веке с дамами была напряженка. Викторианские злодеи творили свои черные дела в гордом одиночестве, женских персонажей там раз-два и обчелся. У Дракулы Брэма Стокера была Мина Мюррей, Виктор Франкенштейн у Мэри Шелли номинально был женат, и все на этом. Но кого это волнует в 21 веке?

Фото: kinopoisk.ru

Тем более что в фильме Верховена вокруг человека-невидимки уже были женщины. Там у него в лаборатории был целый гарем разнообразных младших научных сотрудниц, и все они в разной степени страдали по вине постепенно съезжающего с катушек доктора. Так что малоизвестный режиссер нового «Человека-невидимки» Ли Уоннелл и Элизабет Мосс просто сделали следующий шаг. Теперь весь фильм снят от лица жертвы безумного ученого. Чуть больше двух часов зрители будут смотреть на экран полными слез глазами бедной женщины, стараясь увидеть в пустых комнатах какой-то намек на присутствие легендарного суперзлодея.

Фото: kinopoisk.ru

Но красота — в глазах смотрящего. Также как и уродство. Это на страницах Уэллса Гриффин — гениальный изобретатель, мыслитель, философ, гуманист, человек эпохи Возрождения. А в новом фильме его жена не знает толком даже, чем он занимается. Ей неинтересно, откуда он берет деньги и элитную недвижимость на берегу океана. В первые пять минут фильма она сбегает в ужасе от этого чудовища, монстра в человеческом обличьи. Перелезает трехметровый бетонный забор и бросается в лес, теряя на ходу бутылочки с наркотиками.

Фото: kinopoisk.ru

«Дура!» — скажут практичные читательницы и будут правы. В том смысле, что ментальное здоровье главной героини серьезно расшатано. Каким-то чудом ей удается выбраться из лакшери-коттеджа и добраться до сестры. Все следующие недели Сесилия Гриффин мечется в панике по дому чернокожего копа, которому сестра поручила заботу о жертве домашнего насилия. В чем конкретно проявлялось насилие, Сесилия полиции так и не расскажет. Даже когда узнает, что абьюзер мертв. Кухонный боец не выдержал побега возлюбленной и вскрыл себе вены кухонным же ножом.

Фото: kinopoisk.ru

Фильм вообще любопытно смонтирован. Кажется, что тут нарушена последовательность событий. Он как будто начинается с конца, и сейчас тут должны пойти флешбэки, в которых нам расскажут, что же привело к смерти человека-невидимки в самом начале фильма про человека-невидимку. Но ничего подобного. Так было бы в прошлом веке, когда публику занимали безумные ученые.

Фото: kinopoisk.ru

Сегодня человек-невидимка больше не интересует создателей «Человека-невидимки». Инсценировал он самоубийство или нет, живой или мертвый, он так и останется тайной, невидимкой не только буквально: его мотивация, прошлое, история его исследований. Смена оптики на многое позволяет закрыть глаза. Сесилии все это скучно. Да и сколько можно уже терпеть это занудство, 123 года подряд одно и то же! Ей интересна она сама, современная женщина, связавшаяся на свою беду с этим мужланом, который отказывался принимать ее самодостаточность и дать ей независимость.

Фото: kinopoisk.ru

Человек-невидимка 21 века более реален, чем все предыдущие. Только никакой он не безумный ученый больше. Он — метафора. Метафора невидимого за заборами роскошных особняков насилия, набившего оскомину еще со времен Островского. Банальный токсичный бывший из статуса феминистского комьюнити. И всем насрать, чего он там изобрел и как добился невидимости! Ненавидим мы его не за это!

Фото: kinopoisk.ru

Смотрите этот фильм в кинотеатрах «Гринвич Синема» и «Пассаж Синема». В прокате с 5 марта 2020.