Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Джентльмены, удачи! Павел Матяж о новом фильме Гая Ричи

16 февраля 2020, 11:46
Джентльмены, удачи! Павел Матяж о новом фильме Гая Ричи
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Британский гангстер задумал отойти от дел и продать свой бизнес американскому партнеру. Но сделка подвисает из-за сложнейшей аферы, задуманной одним скользким типом, с использованием желтой прессы, китайской мафии, подпольных боксерских клубов, бывших агентов КГБ, кучки торчков и одной жирной свиньи.

Популярность Гая Ричи в России больше, чем у всех остальных британских режиссеров, вместе взятых. Из ныне живущих граждан Туманного Альбиона с ним может тягаться Стинг, возможно. Или Маккартни. Только они не режиссеры. Впрочем, Гай, так же как упомянутые динозавры рока, известен и всенародно любим благодаря делам давно минувших лет. Его главные хиты «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш» – 1998 и 2000 годов выпуска.

Правда, тогда, в конце 90-х, Ричи по этому поводу чуть ли не в плагиате обвиняли. Говорили, что он все украл у Тарантино: скабрезные диалоги, рваный монтаж, рок-н-рольный саундтрек и нелинейную структуру повествования, все эти бесконечные флешбэки и комикс-вставки. Даже страшно модная суперграфика на вступительных титрах – не оригинальна, Скорсезе делал так еще в семидесятые, когда снимал «Злые улицы». Но сейчас эти разговорчики благополучно забыты. В XXI веке гайричиевские криминальные комедии воспринимаются как старая добрая классика, такая особенная кокни-мутация гангстерского кино. И все, утирая слезу, повторяют за героем Винни Джонса «никогда не стоит недооценивать предсказуемость глупости».

В чем-чем, а в предсказуемости Гая Ричи обвинять не стоит. Следующие два десятилетия он то реанимировал и постмодернистски переосмыслял собственное бандитское наследие («Револьвер», «Рок-н-рольщик»), то пародировал бондиану («Агенты А.Н.К.Л»), то экспериментировал с Железным человеком на британской почве («Шерлок Холмс», «Шерлок Холмс: игра теней»), то пытался привнести немного воровской романтики в кельтские легенды («Меч короля Артура»), то экранизировал диснеевские мультики («Аладдин»). Все эти попытки небезынтересны, но ни одна из них не получила и десятой части той зрительской любви, не говоря уже про прокатные сборы. (Придется исключить из списка «Аладдина», у которого с любовью и сборами полный порядок, но это, при всем уважении, не благодаря Гаю Ричи.)

Несмотря на свои 50, Гай, кажется, так и не определился, кто он – суперзвезда независимого британского киноавангарда или крепкий голливудский ремесленник. Но зрителям, которых из этого уравнения исключить никак не получится, похоже, интересно не кто он, а когда же он возьмется, наконец, за старое. И вот в 2020-м на большие экраны выходят «Джентльмены». Фанаты дождались.

Фото: kinopoisk.ru

Это и выглядит как стопроцентно фанатское кино, собранный из самоцитат и фансервиса (если можно, конечно, считать таковым костюмы в клетку или треники от модных дизайнеров) ремикс. Вступительная сцена отсылает к «Большому кушу», соленые анекдоты о тяжелых буднях современной британской аристократии напоминают первые минуты «Рок-н-рольщика», а сама фабула сюжета заимствована из «Долгой страстной пятницы», классического криминального британского фильма режиссера Джона Маккензи, 1980 года.

Фото: kinopoisk.ru

Лондонский авторитет Микки Пирсон чувствует приближение старости и хочет избавиться от бизнеса, долгие годы приносившего ему многомиллионный доход. Он пытается заключить сделку с американским партнером. Но сделать это нужно так, чтобы и обеспечить себя, и не выглядеть слабаком в глазах конкурентов.

Фото: kinopoisk.ru

Но конкуренты всегда наготове. В основном это китайцы во главе с Лордом Джорджем (это уже самоцитата из «Револьвера», его даже играет тот же самый актер Том Ву). Но там неподалеку крутятся и русские (правда, к сожалению, в гораздо меньшей степени, чем раньше), да и с американскими партнерами все не так просто.

Фото: kinopoisk.ru

Чистота произношения волнует героев Гая Ричи так же, как в ранние годы, все тут говорят со специфическими акцентами и на разных диалектах, упоминаются кантоны, правда, скорее китайские, чем швейцарские. Эмигранты по-прежнему не способны вести законопослушную жизнь. Все эти русские, китайцы, негры, евреи, цыгане только и знают, как мошенничать, воровать, грабить и торговать наркотиками. Без этого Гай Ричи – не Гай Ричи.

Фото: kinopoisk.ru

Даже странно, что на этот раз он позволил главному герою не быть стопроцентным британцем. Микки Пирсон, которого играет техасец Мэттью Макконахи, хоть провел большую часть жизни в Великобритании и учился в Оксфорде, родом из США. Видимо, именно поэтому он и не смог закончить учебу и влиться в ряды добропорядочных лондонцев. И, видимо, поэтому именно ему пришла в голову гениальная бизнес-идея о том, как в крошечной Британии, вдоль и поперек простреливаемой видеокамерами и спутниками, ежемесячно выращивать 50 тонн отборнейшего ганджубаса (это уже привет «Картам, деньгам»), не привлекая внимания Скотланд-Ярда. Чопорным великобританцам такой дерзкий план никогда бы и в голову не пришел.

Фото: kinopoisk.ru

Вокруг ганджубаса стоимостью в 400 миллионов фунтов стерлингов (с возрастом аппетиты растут) и закручивается интрига. Ради этого хмурит брови одетый, как лондонский денди, Чарли Ханнем и поправляет очки седовласый Колин Фаррелл, который предпочитает спортивный стиль, но выглядит при этом не хуже. По этому поводу взволнована миссис Пирсон – безупречная английская леди с золотым пистолетом. Об этом вещает вездесущий закадровый голос – Ричи заимствовал этот прием еще для «Большого куша» из тех же «Злых улиц» и с тех пор с ним не расстается.

Фото: kinopoisk.ru

Только на этот раз голос принадлежит довольно неожиданному рассказчику. Звезда романтических комедий и мелодрам Хью Грант сыграл в «Джентльменах» лучшую роль за последние лет 20. Пронырливый то ли репортер, то ли частный детектив чувствует, что баланс силы нарушен и, пользуясь всеобщей неразберихой, пытается урвать свой кусок пирога. Он и рассказывает эту историю. Вот только доверять ему никак нельзя: он мутит и выкруживает, пытается обмануть (хотя тут можно и пожестче сказать) и запутать.

Фото: kinopoisk.ru

Повинуясь его сбивчивому, путаному и не всегда цензурному монологу фильм обретает привычную нелинейную гайричиевскую структуру, начинается с конца, несколько раз обрывается, возвращается назад, забегает вперед, рубится на куски флешбэками и вирусными роликами с ютюба.

Фото: kinopoisk.ru

И вроде все так же, как раньше. Но все же не совсем. В диалоге отцов и детей, который в бандитских фильмах Ричи ведется начиная с первых секунд «Карт, денег и стволов», молодой Гай всегда занимал сторону молодежи. Во всех финалах суровые отцы неизменно гибли, уступая дорогу молодым и дерзким. Теперь все наоборот. Пятидесятилетний Гай Ричи и его герои вынуждены давать отпор подрастающему поколению. И чувствуется, что старики еще в форме, на то, чтобы надавать соплякам по щам, их вполне себе хватает.

Фото: kinopoisk.ru

Но вместе с тем понятно, что при всем желании и как бы они ни старались, «Карты, деньги, два ствола» им уже не воспроизвести. Такое снимают молодые, злые и голодные. Нет, сэр, только не после «Аладдина». «Джентльмены» – очень симпатичный, несомненно, удачный и определенно лучший фильм Гая Ричи за многие годы. В некоторые, довольно драйвовые, моменты Гай почти дотягивается до «Рок-н-рольщика», но в итоге получаются у него скорее очередные «Агенты А.Н.К.Л». Тем более что там вторая часть уже на подходе.

Фото: kinopoisk.ru

P. S. Доверять рассказчику совсем не обязательно. Но чтобы немного восстановить в памяти то, как это выглядело раньше, просто посмотрите видео.