Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Ааа! Сергей, мы падаем?!» Как я боролась со страхом, нарезая виражи на моноплане в небе над Уралом

25 января 2020, 16:10
«Ааа! Сергей, мы падаем?!» Как я боролась со страхом, нарезая виражи на моноплане в небе над Уралом
Фото: Григорий Постников, 66.ru
Скорости и перегрузок я боюсь так, что даже в парках развлечений катаюсь только на детских аттракционах. Но когда познакомилась с владельцем частного самолета Сергеем Кузнецовым и увидела, что он вытворяет в небе, захотела это испытать. Набралась храбрости, взяла экшн-камеру и поднялась с Сергеем на высоту 900 метров. Там я кричала и цеплялась за пилота, мешая выполнять виражи. В общем, рассказываю о своем первом полете.

Как Сергей купил «Тигру»

В Логиново, где стоит самолет, приезжаю в выходной. Пока Сергей Кузнецов готовится к полету — а это процесс не быстрый — пью чай в кафе. Буфетчица интересуется: «Пришли с парашютом прыгать?» Узнав, что буду летать, успокаивает: «Да не бойтесь, тут девушки приходили, говорили, что не страшно, даже близко не американские горки». На горках я никогда не каталась, поэтому спокойнее не становится.

Наконец самолет готов, иду к пилоту. 39-летний Сергей Кузнецов летает на частном самолете с 2011 года. В 1996–1997 годах он учился в аэроклубе ДОСААФ на пилота вертолета Ми-2, потом — на пилота самолета в учебно-тренировочном центре Кольцово.

Фото: Григорий Постников, 66.ru

Самолет, на котором летает Сергей, — двухместный учебно-тренировочный моноплан Z-142. Новый стоит примерно 250 тысяч евро — по текущему курсу 17,1 млн рублей. Сергей купил моноплан в Чехии, на предприятии по обслуживанию и ремонту подобных самолетов, поэтому потратил меньше — сколько, пилот не уточнил.

«В России почти не делают такие самолеты — рассказывает Сергей. — У нас есть производства, но это мелкая серия. Выпускают по три самолета в год. Это ерунда. Поэтому покупаем за рубежом — старые, но в летном состоянии, чтобы было дешевле. Подходящий вариант искал долго, но нашел. Мне достался самолет после капитального ремонта».

Моноплан выделяется на фоне других на стоянке желто-черным цветом. Имя у него соответствующее — «Тигра».

На большие расстояния монопланы не рассчитаны. Однако Сергей Кузнецов добирался до Ижевска, Тюмени, Нижневартовска, Омска. Самым дальним стало путешествие в Крым и обошлось примерно в 100 тысяч рублей.

«Путешествовать на собственном самолете можно, но это сложно, долго и дорого. Проще полететь в отпуск на пассажирском лайнере. Я хотел попробовать и попробовал. Было интересно и увлекательно, но сейчас часто так не полетаешь», — говорит Сергей.

Фото: Григорий Постников, 66.ru

В ближайшее время никаких путешествий он не планирует — летает в окрестностях Логиново и катает пассажиров. «Это же не автомобиль, не может долго простаивать. По регламенту хотя бы гонку двигателя надо делать раз в две недели», — объясняет пилот.

Уверяет, что никогда не хотел быть пилотом пассажирского лайнера — кроме хорошей зарплаты, там нет ничего интересного. «Это большая ответственность, нагрузка, скукота в многочасовых перелетах, постоянный разрыв с семьей. А полета как такового и нет. Всем управляет автопилот. Поэтому когда пилотам Boeing удается полетать на самолете, подобном моему, они счастливы как дети: можно покуражиться в небе», — рассказывает Сергей.

Я лечу на моноплане!

Забираюсь в кабину в волнении: боюсь того, что меня ждет, переживаю за камеру, самолетик внезапно кажется слишком маленьким и ненадежным. Поднимаемся на высоту 900 метров — на таком расстоянии от земли пилот выполняет фигуры пилотажа. Например, бочку, когда самолет поворачивается относительно продольной оси на 360 градусов. «Ни у кого еще сердце не остановилось. Девушки даже летают», — подбадривает Сергей.

Фото: Дарья Немчанинова, 66.RU

Но показать фигуры пилотажа, которые планировал, ему не удается. Как только борт начинает хотя бы немного наклоняться или чуть резче идти вниз, мне становится так страшно, что пальцы сами вцепляются в плечо Сергея. Понятно, что в такой ситуации бочку делать опасно. Пилоту надо самолетом управлять, а тут я в панике — и мертвая петля проигрывает мертвой хватке.

К тому же от перегрузок и наклонов меня слегка укачивает. Перед пассажирским сиденьем предусмотрительно висят пакетики для тех, у кого недостаточно сильный вестибулярный аппарат. Есть вероятность, что после бочки или других фигур и мне пришлось бы воспользоваться пакетиком.

Фото: Григорий Постников, 66.ru

Пока садимся, делюсь с Сергеем впечатлениями от полета. Пилот немного разочарованно замечает, что мы толком ничего и не сделали.

Посмотреть, как проходил полет, можно на видео. Звук лучше заранее убавить — мотор ревет громко, а я кричу еще громче.

«Убиться можно и на сноуборде»

Несмотря на мои страхи, с Сергеем летать спокойно — он опытный пилот, а выдержка как у индейца. Я бы на его месте выкинула себя из кабины через пять минут. На вопрос о безопасности отвечает: «Убиться и на сноуборде можно». Тут все зависит от владельца самолета, считает Сергей: как он летает, как хранит транспорт, не нарушает ли воздушное законодательство.

Фото: Григорий Постников, 66.ru

Страхи мне победить не удалось, но впечатления от эксперимента остались только положительные.

Во-первых, из кабины открываются прекрасные виды снежного леса и голубого неба. Из иллюминатора пассажирского лайнера столько не разглядишь, а тут они так близко, что кажется, можно дотронуться — стоит только руку протянуть.

Во-вторых, делать виражи — пусть даже простые, как в моем случае, — это так здорово!

В-третьих, интересно, как устроен самолет. Например, разговаривать можно только по рации, нажав специальную кнопку, так как из-за шума друг друга не слышно. К тому же я разглядела всю панель управления и увидела, как Сергей управляет монопланом.

Тем, кто мечтает купить себе легкий самолет, пилот рекомендует хорошо подумать. Одной цели «я всегда хотел летать» может оказаться недостаточно, ведь на это требуется время, деньги и здоровье. «Для того чтоб летать, необязательно покупать личный самолет или становиться пилотом. Достаточно обратиться в аэроклуб, познакомиться с владельцами воздушных судов и пилотами. Необязательно посвящать этому всю свою жизнь, можно просто иногда летать по выходным, научиться управлять самолетом у опытного инструктора. А дальше уже решать, хочешь вкладываться и развиваться в этой сфере или оставить на уровне хобби и иногда получать удовольствие от погружения в небо», — советует Сергей.

Фото: Григорий Постников, 66.ru