Мы никогда не ездили в дальние путешествия на машине и не планировали ничего сверхъестественного. Изначально собирались в Санкт-Петербург к родственникам. А поскольку у нас были открытые визы, я предложила из Питера съездить в Финляндию. Мой молодой человек сказал, что в таком случае можно посетить и две другие страны Скандинавского полуострова.
К трехнедельному путешествию мы начали готовиться где-то в июле. Большую часть времени решили останавливаться в кемпингах, поэтому нам необходимо было собрать снаряжение (палатку, спальники, котелки, баллоны с газом) и продукты (рыбные консервы, рис и греча). Через финскую границу нельзя провозить мясо, поэтому никакую тушенку мы брать не стали. Правда, потом на границе выяснилось, что это никто не проверяет.
Мы поехали в августе и не учли очень важный момент: в Скандинавии в это время сезон дождей. Мы не взяли нормальные дождевики и не раз жалели об этом.
Мы выехали из Екатеринбурга 4 августа. До Питера ехать 2200 км. Поехали по Пермской трассе. На участке Екатеринбург — Пермь все было нормально, но потом выехали на трассу на Казань. Навигатор нас как-то запутал и завел на грунтовую дорогу. У нас машина седан, ей было тяжело проходить, по сравнению с внедорожниками, которые ехали нам навстречу. Уже потом мы поняли, что ехать надо было по трассе М5. Там можно двигаться по хорошей дороге, но путь увеличится на 300—400 км.
![]() Фото: Анна Бардасова для 66.RU |
---|
Мы ехали два дня — по 1100 км в день. На ночевку остановились в отеле в Нижнем Новгороде. Поздно вечером пятого августа мы уже были в Петербурге. Там переночевали у родственников и утром выдвинулись в Финляндию.
Мы достаточно быстро прошли границу и добрались до Хельсинки. Оттуда у нас был паром до Стокгольма. Пару часов мы провели в столице Финляндии и снова на пароме отправились в Швецию.
На следующее утро мы уже были в столице Швеции и сразу двинулись в Осло. Проехали 500 км и, не доезжая до города, остановились в кемпинге.
В Норвегию все едут за природными красотами: фьорды, озера, горы. Мы составили маршрут с посещением трех самых красивых локаций: Кьераг, Прекестулен и Троллтунга.
![]() Фото: Анна Бардасова для 66.RU |
---|
Кьераг — это плато. Большинство туристов поднимаются на него, чтобы попасть на Кьерагболтон. Кьераг — или, как еще называют это место, «горошина» — представляет собой круглый камень, который застрял между двумя вертикальными скалами. На него можно встать и оказаться фактически над пропастью. Фотки получаются очень эффектными.
Из кемпинга под Осло мы приехали к началу подъема на Кьераг в шесть вечера. Путь на плато составляет четыре километра и занимает 2,5—5 часов. Он состоит из четырех подъемов и четырех спусков по скалам. Из-за того что мы поздно приехали, гиды не советовали нам подниматься. Но на следующий день обещали ливень, поэтому мы решили не откладывать восхождение.
Мы оставили машину на парковке, взяли фонарик и пошли. Первый подъем дался тяжело, дальше было проще. Дорога наверх заняла у нас два часа. Мы сделали красивые фотографии и выдвинулись обратно.
![]() Фото: Анна Бардасова для 66.RU |
---|
Начало смеркаться, пошел дождь. Мы потеряли ориентиры. Найти дорогу назад помогло приложение maps.me: в нем есть эти туристические тропы. Но из-за дождя спускались мы очень долго — четыре часа. До парковки добрались мокрыми насквозь. Было уже очень поздно, до всех кемпингов далеко ехать, и мы остались ночевать прямо в машине на парковке.
Утром погода тоже была не очень. Мы решили поехать в город Ставангер. Он окружен красивыми лесами и Норвежским морем. Это туристическая столица Норвегии. Там мы остановились на ночь в кемпинге прямо в центре города.
Из Ставангера мы поехали на плато Прекестулен.
Восходить на «скалу-кафедру» часто приезжают пенсионеры: маршрут к плато нетяжелый. Дорога в одну сторону занимает также четыре километра и проходит по камням, то вверх, то вниз через леса, озера. Лучшие фотографии получаются на самом краю плато: ты как будто стоишь на краю мира. Но нам не повезло с погодой: когда мы поднялись, над пропастью висел густой туман, и шикарного вида мы не рассмотрели.
![]() Фото: Анна Бардасова для 66.RU |
---|
С плато мы уехали в город Берген. Главная его достопримечательность — это набережная Брюгген, где расположены красивые разноцветные домики.
Мы подождали, когда будет солнечный день, и поехали в город Одда. Это ближайший город к точке начала восхождения на скалу «Язык тролля». Троллтунга — это каменный выступ, который возвышается над озером Рингедалсватн на высоте 700 метров. К нему идет извилистая тропа длиной 11 км по ступенькам.
До вершины можно добраться на автобусе: проезд в одну сторону стоит 100 крон. Но мы решили максимально экономить. Поэтому выехали 6 утра и припарковали машину в четырех километрах от начала подъема, что удлинило путь. Маршрут тяжеловат для неподготовленного человека, но не критически. Мы пережили восхождение довольно легко, хоть и не готовились к нему.
Наверху скопилась огромная очередь из туристов. Русских почти не было, но очень много китайцев. В очереди мы провели около полутора часов. Что радует, на всех тропах можно пить воду прямо из родников, поэтому от обезвоживания не страдаешь. Мы сфоткались и пошли вниз. Вернулись к машине часов в шесть вечера.
![]() Фото: Анна Бардасова для 66.RU |
---|
После мы поехали в Осло. Там у нас был забронирован отель. В Осло ничего красочного нет, это серый город. Мы там погуляли и сходили в театр. На следующий день выехали в Стокгольм, остановившись на ночь в кемпинге недалеко от Осло. В Стокгольме мы пробыли два дня, оттуда поплыли на пароме в Хельсинки. В Финляндии провели еще день и поехали обратно в Петербург. 25 августа мы вернулись в Екатеринбург.
Наше путешествие заняло 21 день. За эти три недели мы потратили 150 тыс. руб., если не считать сувениров. Когда покупаешь продукты в супермаркетах и сам готовишь, это сильно экономит деньги. Около 25 тыс. руб. у нас ушло на кемпинги. Отели, которые мы бронировали в Осло и Стокгольме, тоже вышли у нас недорого: 5-6 тыс. руб.
Самое дорогое — это бензин. Литр топлива местами стоит 140 руб. То есть залить полбака — это 3000 руб. Дороги в Скандинавии длинные. Навигатор может показать маршрут всего в 15 км, а на рельефе по горам выходит 40 км, нужно зарегистрироваться на сайте, который фиксирует, по каким платным местам ты едешь. Например, проезд по мосту стоит 7—10 крон. За все платные участки мы заплатили около 5 тыс. руб.
![]() Фото: Анна Бардасова для 66.RU |
---|
![]() Фото: Анна Бардасова для 66.RU |
---|