Уже восемь лет «НЕ ТЕМНО» старается сделать светлее самую длинную ночь в году. В этот раз фестиваль проходит не в центре, а в одном из самых удалённых районов города. Именно Уктус, по мнению организаторов, лучше всего подходит к теме фестиваля — «Визуальная экология новых территорий».
Половина из заявленных 25 художников приедет в Екатеринбург из разных стран: Швейцарии, Польши, Германии, Туниса, Финляндии, Австрии, США. Арт-пространство расположено в двух локациях: на территории ГЛК «Уктус» и в новом жилом районе «Шишимская горка».
Жители из других районов смогут добраться до площадок на курсирующих автобусах, которые в 18:00 и 19:00 отъезжают от пельменной «Замес». Сначала автобус двинется на ГЛК «Уктус», затем на «Шишимскую горку» и в конце вернет всех обратно к пельменной. На каждую площадку у вас будет по часу. Чтобы забронировать место в автобусе, нужно написать сюда.
На фестивале представлено 25 работ. В нашем путеводителе мы собрали описание всех инсталляций и фотографии самых интересных.
![]() Фото: Сергей Логинов для 66.RU |
---|
Автор — Инго Вендт (Германия) |
Художник из Германии Инго Вендт интересуется светом и кинетикой. Его проект на фестивале — это яркая большая проекция, которая, по словам самого автора, представляет собой игру для взрослых. «А если вы недостаточно выросли, просто ощутите счастье», — добавляет художник.
Команда молодых архитекторов из архитектурного бюро LATOON — Елена Кропанева и Владимир Злоказов — создают интересные и эмоционально яркие пространства в современном контексте. Их инсталляция представлена в «Каньоне» — паблик-зоне микрорайона. Световой луч символизирует создание новой реальности. Среди «старого мира» из ветхих домов, пустырей, разбитых улиц и многоэтажек, появляется «новый мир» бульваров, активных фасадов и современной архитектуры.
![]() Фото: Сергей Логинов для 66.RU |
---|
Авторы — арт-группа «Хочу быть Соковым» (Россия) |
Арт-группа из Челябинска «Хочу быть Соковым» обращается к культурам древнего мира и посвящает свои работы теме феминности в современном обществе. «Duck– интервенция» — это реальный, почти социологический эксперимент по изучению общественных отношений на примере утиной стаи. В сложившуюся стаю внедрили агента — светящуюся розовую утку. По итогам эксперимента команда представила дневники наблюдения, фотографии и саму «героиню».
Художник и основатель крафтовой мастерской «ГРАНЬ» Александр Гедз работает со светом и стеклом. В прошлом году он представил работу «Замкнутая бесконечность. Платоновы тела» в виде стеклянной капли. На этом фестивале автор объединил природные элементы и современные технологии, чтобы напомнить людям, что дом человечества — это не только бетонные стены, но и природа.
![]() Фото: Сергей Логинов для 66.RU |
---|
Автор — Софи Гуйо (Швейцария) |
Софи Гуйо из Швейцарии в 90-х какое-то время жила в Санкт-Петербурге, а сейчас представляет свою инсталляцию в Екатеринбурге. Ее работа — это дом, который кажется живым. Он одновременно сливается с природой и противоречит ей своими искусственными материалами.
![]() Фото: Сергей Логинов для 66.RU |
---|
Автор — Хайфа Уэрфелли (Тунис) |
Художница из Туниса Хайфа Уэрфелли создала игру перспектив, света и теней. Изображения проецируются на зеркала и затем отражаются на поверхности стены. Начальная картинка распадается на части, и перед зрителем появляются новые образы.
![]() Фото: Сергей Логинов для 66.RU |
---|
Автор — художница Please Leave a Review (Россия) |
Художница из России, выбравшая себе псевдоним Please Leave A Review («Пожалуйста, оставьте отзыв») использует в своем творчестве отклики посетителей из книг отзывов музеев и других арт-институций. Она размещает эти высказывания в пространстве города. Отзывы получают новый контекст прочтения и становятся универсальными комментариями к окружающей действительности. В инсталляции на фестивале художница цитирует отзыв Альбера Камю на выставку Ива Кляйна.
![]() Фото: Сергей Логинов для 66.RU |
---|
Авторы — Павел Васильев и Игорь Маратканов (Россия) |
Павел Васильев и Игорь Маратканов — художники по свету и работают вместе с 2013 года. Уже пятый год дуэт принимает участие в «НЕ ТЕМНО». На прошлом фестивале они представляли работу «Она» рядом с музеем «Россия — моя история». В этом году команда подготовила технически сложную инсталляцию-размышление о коммуникации художника и зрителя.
![]() Фото: Сергей Логинов для 66.RU |
---|
Автор — Роберт Сохацкий (Польша) |
Польский художник-визуалист Роберт Сохацкий называет свои работы «видео-картинами». Он активно выставляется по всему миру и является обладателем международных наград. Его произведение представляет собой антропоцентричную среду, которую перекрывают фантастические образы. Художник фокусируется на отношениях между человеческими и нечеловеческими цивилизациями и переосмысливает процесс колонизации и власть.
Ирина и Станислав Шминке из России работают в стиле public-art, street-art, light art, site specific и участвуют в фестивале «НЕ ТЕМНО» с 2017 года. На прошлогоднем фестивале они представили теплую работу «Превращение». На этот раз авторы размышляют на тему светового загрязнения города. Они хотят напомнить о том, что у людей есть естественная потребность в темноте, но яркие улицы мегаполиса подавляют эту потребность.
![]() Фото: Сергей Логинов для 66.RU |
---|
Авторы — «Музей вечно играющих аттракционов», Анастасия Крохалева и Денис Перевалов (Россия) |
Анастасия Крохалева и Денис Перевалов из дуэта «Музей вечно играющих аттракционов» исследуют границы человеческого в современном мире. Их работа представляет собой динамическое пиксельное светодиодное изображение. По словам художников, это визуализация мыслей ветра на Шишимской горке. С помощью специальных устройств они сделали замеры силы и направления ветра в районе, а искусственный интеллект расшифровал эти данные и перевел их в образы.
![]() Фото: Сергей Логинов для 66.RU |
---|
Автор — Анастасия Пищугина (Россия) |
Екатеринбургская художница Анастасия Пищугина ранее была автором инсталляции «Люди, льющие свет», которую в июне показывали в арт-галерее Ельцин Центра, а в августе — на фестивале «Таврида-Арт». На «НЕ ТЕМНО» девушка создала проект о неизбежности обновления города. На месте старых застроек появляются новые многоэтажки. Культурные коды из орнаментов вышивки переходят в месседжи граффити и неоновых вывесок, чтобы противостоять гомогенности городской среды.
Дизайнер из Хельсинки Кай Ван Дер Пуйи создал оптическую иллюзию. Его работа представляет собой оптоволоконный кабель, который становится источником световых иллюзий, пространства и формы.
Марк-Андре Вайбецан — медиахудожник из Бремена. На фестивале он представляет инсталляцию, соавторами которой становятся зрители. Все ваши движения будут превращаться в постоянно меняющиеся узоры, которые создаст специальная программа. Два ноля в названии проекта, с одной стороны, означают отсутствие чего-либо. Но с другой, если их поставить близко друг к другу, складываются в символ бесконечности.
Художник из Перми Илья Гришаев анализирует визуальный язык окружающей действительности и создает символы, которые рождаются как пластические «следы» в пространстве. На фестивале представлена серия световых скульптур, фрагменты письма и набор стройных знаков.
Евгений Хлопотов — мультимедийный художник, психолог и веб-дизайнер. Его инсталляция отсылает к древним писаниям йоги. В них говорилось, что путь создания нашего мира происходит через огрубление материи от нефизического светового состояния. Этот процесс проходит через эфирное, астральное, воздушное и жидкое воплощение к физическому твердому. А финальное состояние и есть Мир.
Авторы — Мартина Триттхарт и Хольгер Ланг (Австрия) |
Совместная инсталляция Мартины Триттхарт и Хольгера Ланг посвящена конструктивизму. Работа разместилась в заброшенной судейской вышке. На два вечера она превратится в маяк, где беспрерывно идет зацикленный временной петлёй фильм.
Дарья Гофман и Екатерина Пряничникова изучают digital-art и увлекаются фотоискусством и медиа-артом. Они создали трогательное видео для детей и взрослых. В нем запрограммированный световой поток представлен в виде живого существа. Свет двигается как животное, и зритель перестает видеть в нем цифровой объект.
Михаил Кипятков создаёт арт-объекты в мозаичной технике из витражей, зеркал и керамики в собственной творческой студии в Екатеринбурге. На фестивале он представил небольшой уютный светильник для леса.
Леонид Харламов с 1995 живет в Германии. В Гамбурге он создал галерею Underdog Gallery. Художник работает с видео, перформансом и инсталляцией. Иктоми — это лесной дух североамериканских индейцев. Он предстает в образе паука, который принес людям речь и возможность коммуникации.
Авторы — Елена Вертикова и Томаш Фреда (Польша) |
Елена Вертикова занимается живописью и инсталляцией, а Томаш Фреда — документальной и художественной фотографией. Елена работает с темой воды, Томаш же увлечен светом. Вместе они разработали оригинальный способ рисования светом. На фестивале с помощью отраженного и преломленного света художники создали аналоговую проекцию. Это попытка скрыть связь двух миров, которые могут оказаться двумя личностями или целыми Вселенными.
Корри Фрэнсис Паркс в своих работах соединяет аналоговые приемы фотографии, мультипликации, видеосъемки и цифровые технологии. На Уктусе она создала пески с исчезающих пляжей США. Люди приезжают туда, чтобы отдохнуть, восстановиться, и не думают о том, что окружающая среда тоже нуждается в естественном обновлении. Это напоминание о тонких экосистемах курортных зон.
Сергей Лаушкин — постоянный участник «НЕ ТЕМНО». Художник любит вести диалог с городом, интерпретировать его знаки и читать послания. В прошлом году он представил работу «Держась за свет». Новый объект посвящен индустриальности Урала и бажовской мифологии, которые оживают в скульптурной инсталляции автора.
Студенты ЕАСИ тоже создали свою инсталляцию. Для них фестиваль «НЕ ТЕМНО» ассоциируется c мистикой и шаманизмом. Они задумались о том, кто в наше время является шаманом и с какими духами он общается. Арт-коллектив пришел к выводу, что в современном мире самый главный таинственный дух — это цифровые технологии, а контактирует с ними каждый человек.
Даниил DANET владеет собственной студией, которая занимается росписью фасадов в Екатеринбурге. Работа на фестивале — это аудио-визуальная материализация дополнительного измерения. Его часто определяют как совокупность необходимых для построения нашей вселенной измерений.