Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Легендарный голкипер спасает российское кино. Павел Матяж о фильме «Лев Яшин. Вратарь моей мечты»

29 ноября 2019, 13:09
Легендарный голкипер спасает российское кино. Павел Матяж о фильме «Лев Яшин. Вратарь моей мечты»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Обстоятельный байопик лучшего вратаря XX века. 50 лет жизни Льва Яшина от первых дворовых матчей до триумфального выступления на Уэмбли. Главным консультантом картины стала вдова великого спортсмена Валентина Яшина.

В последние годы доля фильмов местного производства в российском прокате сильно увеличилась. Практически каждую неделю появляются 2-3 новые ленты. Снимают Серебренников, Кончаловский, Быков, Смирнов, Лунгин, Хотиненко, Гай-Германика, Акопов, Балагов, ну и прочие. Сарик Андреасян целых три штуки выпустил в 2019-м. Но все они, и великие и не очень, в 90% случаев проваливаются в прокате, в лучшем случае выходят в ноль. Как при такой низкой эффективности они умудряются каждый раз находить финансирование?

В совокупности все российские фильмы, которые появились в 2019 году, собрали 10 млрд рублей. Ну приблизительно, ведь год еще не закончился. Несмотря на рост количества релизов, рынок кинопроката потерял за 2019 год 20%. Да что говорить, если «Тайна печати дракона», печально знаменитая как раз кошмарнейшим кассовым провалом, приведшим к разорению студии-производителя и даже личному банкротству продюсера, по итогам года все равно оказалась в списке лидеров проката. Парадокс. Значит, остальные собрали еще меньше.

Фото: kinopoisk.ru

Возможно, на сборах негативно сказалось то, что в 2019-м в кино не показали ни одной спортивной драмы. В 2017-м «Движение вверх» от студии «Три Тэ» Никиты Сергеевича Михалкова заняло верхнюю строчку и с тех пор является абсолютным лидером проката среди российских фильмов всех времен. 3 миллиарда рублей – это серьезно. Даже прошлогодний «Т-34» не смог побить этот рекорд. А ведь там было про победу над фашистами. Может, это означает, что спортивные достижения российским зрителям интереснее, чем боевые?

Фото: kinopoisk.ru

Фильмы про советский спорт идут в кино довольно успешно. «Легенда №17» (2013) и «Тренер» (2018) немного недотянули до миллиарда, «Лед» (2018) заработал полтора. Это и вдохновило продюсеров из компании Kremlin films перенести на экран биографию Льва Яшина – легендарного вратаря сборной СССР и московского «Динамо». Яшин – наша главная футбольная звезда, олимпийский чемпион, обладатель кубка Европы-1960, «Золотого мяча», лучший вратарь XX века по версии FIFA. Казалось бы – беспроигрышный вариант. Что тут может пойти не так?

Фото: kinopoisk.ru

Режиссер Василий Чигинский («Первый после Бога», «Зеркальные войны. Отражение первое») с первых секунд погрузил зрителей в послевоенные пятидесятые: старые трамваи, девичьи платья и мужские кепки, даже саундтрек из «Места встречи изменить нельзя». История жизни Льва Яшина (в фильме его сыграл актер-дебютант Александр Фокин) стартует практически с самого начала. С того момента, когда будущий чемпион находился в глубоком резерве, в тени вратаря-ветерана московского «Динамо» Алексея Хомича (Алексей Кравченко, «Иди и смотри», «Спецназ», «Звезда»). Тени настолько мощной, что Яшин даже пытался переквалифицироваться в хоккеисты и чуть не попал в сборную СССР по хоккею с шайбой.

Фото: kinopoisk.ru

Но очевидный талант Яшина вынудил тренера футбольного «Динамо» Михаила Якушина (Алексей Гуськов, «Классик», «Идеаль», «Мусорщик») упрашивать тренера хоккейного «Динамо» Аркадия Чернышова (Евгений Дятлов, «Батальонъ», «Тобол», «Улицы разбитых фонарей») отдать ему вратаря обратно. После этого ветеран Хомич становится наставником молодого Льва, его символическим отцом. С настоящим отцом (Валерий Афанасьев, «Ширли-мырли») Яшин в некотором конфликте – тот считает увлечение сына футболом юношеской блажью и убеждает ребенка вернутся на завод, где его сделают человеком.

Фото: kinopoisk.ru

Хотя конфликтов и драматических поворотов, возможностей для раскрытия актерского диапазона дебютанта Фокина в фильме могло быть и побольше. Кинобиография легенды советского спорта кажется слишком уж выхолощенной, большинство яшинских проблем осталось за кадром. Единственной серьезной жизненной неудачей экранного Льва Яшина стало поражение от сборной Чили в четвертьфинале чемпионата мира 1962 года. После нее всесоюзное обожание сменилось ненавистью. На целый год, до триумфального возвращения Яшина после матча всех звезд в честь столетия английского футбола.

Фото: kinopoisk.ru

В смысле хронологии подход режиссера Чигинского можно назвать аккуратным. Несмотря на то, что сюжет охватывает почти 50 лет из 60-летней жизни великого спортсмена, действие разворачивается обстоятельно и поступательно. Первая неудачная игра в основе против «Спартака», первый кубок СССР, начало выступлений за сборную, триумф в Париже 1960-го, ну и так далее, до 1990-го. Как в Википедии.

Фото: kinopoisk.ru

Но создатели фильма базировались не на Википедии, конечно. Главным консультантом картины стала Валентина Яшина, вдова легендарного вратаря, она участвовала в согласовании сценария и чуть ли не актера на главную роль утверждала. В результате любовная линия, линия Льва и Валентины, – одна из главных в фильме. Валентину сыграла Юлия Хлынина («Звоните ДиКаприо!»). Череда футбольных матчей, сцен на стадионах и в раздевалках разбавлена домашними зарисовками: Яшин на рыбалке, Яшин в машине, Яшин дарит цветы, Яшин ест пельмени, Яшин пьет водку, Яшин курит.

Фото: kinopoisk.ru

В наше безалкогольное и антиникотиновое время это выглядит диковато. В «Движении вверх», например, создатели обошлись без этого. Впрочем, тех, кто знаком с печальной историей болезни Яшина в его непродолжительной старости, которая была связана с пристрастием к сигаретам, вряд ли можно удивить пачкой «Примы» или «Беломора». Если только в том смысле, что в реальности всесоюзная звезда и легенда курила бы что-нибудь поприличнее.

Фото: kinopoisk.ru

Другое дело, что тех, для кого Яшин – легенда в переносном, а не буквальном смысле, в кинозале не так много. Последний матч с участием Яшина прошел 27 мая 1971 года на Центральном стадионе имени В. И. Ленина в Москве, в присутствии 103 тысяч зрителей. Сейчас большинство этих зрителей уже даже не папы и мамы, а бабушки и дедушки. А сам Яшин за эти годы переместился со стадиона в воображаемый пантеон советских героев, на почетное место где-то между Гагариным и Чапаевым. Теперь уже окончательно.

Фото: kinopoisk.ru

При жизни он множество раз спасал от позора советскую команду, советскую страну, советский спорт. А теперь, после смерти, у него есть шанс спасти советское, в смысле российское, кино.