Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Метадетектив от автора «Последних джедаев». Павел Матяж о фильме «Достать ножи»

22 ноября 2019, 17:36
Метадетектив от автора «Последних джедаев». Павел Матяж о фильме «Достать ножи»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Американский режиссер Райан Джонсон снял постмодернистскую пародию на викторианский детектив с участием десятка голливудских звезд первой величины.

Миллионер и филантроп Харлан Тромби (Кристофер Пламмер), автор детективных бестселлеров, совершает самоубийство в день своего 85-летия, после шумной вечеринки по этому поводу. Что поделать, со стариками такое случается, особенно в кино. Полиция уже была готова закрыть это дело, если бы не способ, к которому решил прибегнуть эксцентричный литератор, – он перерезал себе горло кинжалом. Самый поверхностный опрос многочисленного семейства Тромби усиливает подозрения – у каждого из них была и возможность, и мотив для убийства, все они довольно очевидно лгут. В довершение к делу присоединяется популярный в соцсетях частный детектив Бенуа Блан (Дэниэл Крэйг) – кто-то из членов семьи, возможно даже сам Харлан, анонимно нанял его для расследования этой загадки.

Детективные истории не потеряли популярность и в XXI веке, несмотря на то что чаще всего они продолжают базироваться на материале Агаты Кристи, Конан Дойла или Честертона. Только за последние два года в кино с большим успехом прошли «Убийство в «Восточном экспрессе» Кеннета Браны, «Загадочное убийство» Кайла Невачека, «Ничего хорошего в отеле «Эль Рояль» Дрю Годдард и «Море соблазна» Стивена Найта.

Режиссер Райан Джонсон сейчас многими воспринимается только как автор неоднозначно принятых «Последних джедаев», но на самом деле начинал он как раз с детектива. Его первой полнометражной работой был «Кирпич», нуар, довольно оригинально перенесенный из сумрачного Чикаго времен Великой депрессии в среднестатистическую американскую школу начала нулевых. Юный Джозеф Гордон-Левитт расследовал там загадочное исчезновение и выбирал между Норой Зеетнер и Эмили де Рэвин.

За 15 лет, которые прошли с тех пор, Джонсон превратился из дерзкого новичка в маститого профессионала и поэтому теперь в подозреваемых у него сплошь голливудские суперзвезды. Королева крика Джейми Ли Кёртис («Хэллоуин») сыграла амбициозную дочь Харлана. Дон Джонсон («Харлей Дэвидсон и ковбой Мальборо») – неверного мужа. А Капитан Америка Крис Эванс – их сынка-мажора. Генерал Зод из «Человека из стали», Майкл Шеннон, исполнил роль незадачливого сына Харлана, его жену сыграла Рики Линдхоум («Подмена», «Малышка на миллион»), а их сына, праворадикального тролля, – Джейден Мартелл, Билл Денбро из «Оно». Еще есть невестка и вдова старшего сына Харлана, с дочерью, которая уже миллион лет учится в супердорогом колледже. Их роли получили Тони Коллетт («Шестое чувство», «Маленькая мисс Счастье») и Кэтрин Лэнгфорд («С любовью, Саймон»).

Плюсом ко всем этим очень подозрительным лицам есть еще прислуга. Каждый, кто читал в жизни хотя бы один детектив Агаты Кристи, в курсе, что убийца – дворецкий. Ну, садовник в крайнем случае. Среди них можно выделить сиделку и победительницу конкурса «Самое сексуальное мобильное приложение – 2049» Анну Де Армас («Бегущий по лезвию 2049») и экономку Эди Паттерсон из Californication.

Участники злополучного ужина собрались теперь в ожидании оглашения завещания в том же доме, где произошло убийство/самоубийство, – родовом особняке Тромби, наполненном старинной мебелью, камином, скрипучими лестницами и коридорами, – короче, в интерьере, наилучшим образом подходящем для старомодного детектива. Впрочем, не такой уж он старомодный – патриарх Харлан Тромби купил его 20 лет назад у пакистанского миллиардера.

Режиссеру Райану Джонсону, как и многим его коллегам в XXI веке, приходится соответствовать времени. Это только мастодонты старой школы вроде Кеннета Браны могут себе позволить работать в чистом жанре, на полном серьезе экранизировать Агату Кристи и не выглядеть при этом старым маразматиком. От молодых парней вроде Джонсона зрители ждут другого – постмодернистской иронии и метасарказма.

Поэтому это все такая игра внутри игры, или «бублик в бублике», как выражается детектив Бенуа Блан, о котором мы уже успели позабыть. Дэниел Крэйг, очевидно подуставший от бондианы, с большим оттягом сыграл здесь придурковатого сыщика. Интернет-детектив в его исполнении умудряется до самого последнего момента не замечать то, что очевидно даже самому последнему зрителю, спящему в зале. Так же как в недавней «Удаче Логана», британец Крейг очень уверенно чувствует себя в комедийном жанре.

Так что да, «Достать ножи» – не совсем детектив, а скорее пародия на него. Хитросплетений и сюжетных твистов тут будет предостаточно, но все это сарказм, ирония и анекдот. Взять хотя бы гигантскую скульптурную композицию из ножей, которую режиссер недвусмысленно размещает в центре повествования и комнаты, в которой детективы проводят опрос свидетелей. Типа это все такая «Игра престолов», где все ненавидят и желают смерти друг другу, – клубок из львов, волков, драконов и оленей.

Так же как в «Игре престолов», повествование, вроде бы оторванное от реальности, отвечает всем современным вызовам: тут обсудят и экоактивизм, и нелегальную иммиграцию, инстаграм-инфлюенцию, и троллинг в твиттере, феминизм, расизм, фашизм, социальный детерминизм, ну и так далее.

Но скучно от этого может стать только тем, кто ожидал новой встречи с мисс Марпл или Эркюлем Пуаро. Остальные же могут наслаждаться мощнейшим актерским ансамблем, виртуозной работой постоянного оператора Джонсона Стива Йедлина («Последние джедаи», «Кирпич», «Петля времени») и не менее виртуозной интригой. Вся эта мета-мета-ирония по поводу жанра не отменяет сам по себе детектив. На самом деле так даже интереснее. Особенно если все происходит с автором детектива, в доме детектива, а подозреваемые – дети детектива, внуки детектива и прислуга детектива. По законам жанра убийцей должен непременно оказаться садовник? Да, но только у нас в сценарии нет никакого садовника. Да неужели?