Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Кто победил в этой войне? Павел Матяж о фильме «Мидуэй»

18 ноября 2019, 12:24
Кто победил в этой войне? Павел Матяж о фильме «Мидуэй»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Монументальный военный блокбастер режиссера и продюсера Роланда Эммериха о важнейшем морском сражении Второй мировой войны.

Американцы снимают про Вторую мировую значительно реже, чем русские. Во-первых, в свое время в старом еще Голливуде про это вышло предостаточно сюжетов, а во-вторых, у них есть и более актуальные боевые конфликты. Сотни фильмов про Вьетнам, среди которых такие шедевры, как «Охотник на оленей», «Взвод», «Цельнометаллическая оболочка» и «Апокалипсис сегодня». Современные ближневосточные баталии тоже по полной программе отрефлексированы: про Афганистан и Ирак начали снимать еще до самих операций, снимали в процессе и продолжают снимать. И тоже не без успеха – Кэтрин Бигелоу еще в 2010-м взяла «Оскара» за «Повелитель бури». Но режиссер и продюсер Роланд Эммерих решил вернуться в 1942 год. К битве за Мидуэй. Зачем?

Мидуэй для американцев – это как для нас Сталинград или Курская дуга – переломное сражение всей войны, великая победа. Особенно важное после позора в Перл-Харборе. По итогам битвы за атолл Мидуэй японцы потеряли 2/3 имеющихся у них авианосцев и почти 300 самолетов вместе с лучшими летчиками и моряками. После этого они так и не оправились и следующие три года только оборонялись, потеряли инициативу, упустили время, ну и так далее, итог этого всем известен.

Хотя вряд ли конкретно для Эммериха это что-то личное. Все-таки по крови он немец и родился в Штутгарте. Дело тут не в национальностях, естественно. Большую часть жизни Эммерих жил и работал в США и всеми воспринимается как голливудский режиссер и продюсер.

А в Голливуде события такого масштаба никогда не остаются незамеченными. Тем более что с атоллом Мидуэй у Фабрики грез есть особенная связь. Этот бой попал в объектив голливудских кинокамер буквально в реальном времени. Дело в том, что знаменитый голливудский продюсер Джон Форд («Дилижанс», «Искатели», «Гроздья гнева») как раз в это время находился на Гавайях, снимал какие-то материалы для будущей картины. И внезапно оказался в гуще сражения.

Кадр из фильма «Битва за Мидуэй», режиссер Джон Форд, 1942 год, США

По горячим следам он смонтировал и выпустил в прокат фильм «Битва за Мидуэй». Несмотря на всего 18 минут хронометража, он получил «Оскара» за лучший документальный фильм 1942 года. Вместе с «Разгромом немецких войск под Москвой» советского документалиста Ильи Копалина.

Кто победил в этой войне? Павел Матяж о фильме «Мидуэй»
Фото: kinopoisk.ru

Генри Фонда в роли главнокомандующего Тихоокеанским флотом США во время Второй мировой войны Честера Уильяма Нимица, «Мидуэй», 1976 год, США, режиссер Джек Смайт

Позднее, в 1976 году, появился уже художественный «Мидуэй» режиссера Джека Смайта. С американской стороны там играли Чарлтон Хестон и Генри Фонда, а за Страну восходящего солнца главный японский актер всех времен – Тосиро Мифунэ. Особенных наград тот «Мидуэй» не получил, но в США почитается как старая классика, американцы пересматривают его по военным праздникам.

В этой ситуации Эммерих, 40 лет посвятивший Голливуду, видит себя наследником, продолжателем традиции. Может быть, поэтому он и в финальных титрах указал себя именно продюсером, а режиссером назначил Уэса Туки, сценариста картины. Это, очевидно, такой привет Джону Форду, который властвовал в другую эпоху Голливуда, когда все творческие вопросы решали исключительно продюсеры.

Эммерих даже вводит самого Джона Форда во плоти в свой фильм. Легендарного продюсера сыграл Джеффри Блейк («Форрест Гамп», «Человек в высоком замке», «Доктор Хаус»). Он там мечется среди камер и пикирующих бомбардировщиков и даже раненый продолжает кричать оператору: снимай, снимай! Это трогательный лирический момент, своеобразная дань памяти старому Голливуду.

Желая подчеркнуть свою преемственность, Эммерих и актеров на главные роли подбирал соответствующе. Как в любом большом военном фильме, тут нужно человек 10–12 внушительных мужских персонажей. Люк Эванс, например, вылитый Чарлтон Хестон в молодости. Ну и все прочие: Вуди Харрельсон, Деннис Куэйд, Аарон Экхарт и, конечно, Эд Скрейн – они как будто вышли из нуаров 40-х годов, такие у этих парней характерные американские подбородки и желваки.

На японской стороне Таданобу Асано («Затойчи», «Молчание», «Монгол», «Тор») и Дзюн Кунимура («Убить Билла», «Беспредел», «Годзилла: Возрождение»).

Режиссерская дотошность не ограничилась физиогномикой, конечно же. Для батальных сцен, а их в фильме великое множество, скрупулезно воссозданы все эти авианосцы, крейсера, летающие крепости, истребители, штурмовики и бомбардировщики. Сражения тут в основном воздушные – особенностью битвы авианосцев, которая произошла при Мидуэй, как раз и являлось то, что сами корабли не сближались, им незачем и не по кому было делать орудийные залпы, потому что воевали и поражали цели взлетевшие с палубы самолеты.

Но вот эти воздушные бои Эммерих снимает так, что чувствуется – он всю жизнь, через «День независимости», «2012» и «Звездные врата», шел к этому моменту. Впервые за его карьеру все эти головокружительные и супермасштабные спецэффекты используются для изображения реальных, пусть и давно минувших событий. И Эммерих демонстрирует всю свою мощь. Когда десятки горящих самолетов с гигантской высоты падают в море на фоне разваливающихся на куски циклопических авианосцев, это завораживает. И неважно, кто там внутри, японцы или американцы. Все они герои.

Примирительная интонация отличает фильм Эммериха от большинства военных фильмов. Японские летчики и моряки тут не звери и не нелюди, как и американские. Они все профессионалы и воюют не потому, что ненавидят друг друга. У старших офицеров даже форма почти одинаковая. В фильме также есть сцена, описывающая время перед началом войны, тридцатые годы. Американские и японские моряки проводят совместные учения, ездят друг к другу на обучение и стажировки, пьют виски и рыбачат. Кстати, маршал Ямомото, главнокомандующий Объединенным флотом Японской империи, учился в Гарварде.

Несмотря на то, что сюжет фильма уже в третий раз описывает документальные события, в нем присутствует некоторая сослагательность. Эммерих постоянно намекает, что если бы не сволочи-политики, этой войны вообще могло не быть, как могло не быть Перл-Харбора, если бы не слабость американской разведки, и победы на атолле Мидуэй, если бы не американский пилот пикирующего бомбардировщика Дик Бэст, который поразил 4 июня 1942 года сразу два японских авианосца.

И еще. Это тоже встречается не так часто. Помимо героев, беззаветно отдающих жизни, решающих боевые задачи, невероятных асов и летчиков от бога, у Эммериха есть и все остальные. Не молодцы и герои, а те парни, у которых не получилось погибнуть с максимальным достоинством и пользой для отечества, те, у которых вдруг не завелся двигатель, не сработали шасси или не открылся парашют, которые погибли по глупости или неопытности своей собственной или своих товарищей.

Всех этих американских и японских летчиков и моряков Эммерих рисует победителями, одних фактически, других духовно, и им всем, погибшим на Тихом океане, посвящает свой фильм, величественно прекрасный, невероятно трогательный. Определенно, лучший в фильмографии, пусть он в нем и значится продюсером. По современным меркам – всего лишь.