Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Но «Сияние» обрушится вниз, станет твоей судьбой. Павел Матяж о фильме «Доктор Сон»

8 ноября 2019, 10:02
Но «Сияние» обрушится вниз, станет твоей судьбой. Павел Матяж о фильме «Доктор Сон»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Третья за год экранизация Стивена Кинга. На этот раз – романа-сиквела знаменитого «Сияния». О жизни Дэнни Торренса через 40 лет после событий в отеле «Оверлук».

Детские травмы – одна из главных тем Стивена Кинга. В десятках книг живого классика все сюжетные коллизии завязаны на том, как героев мучили родители, учителя или одноклассники. Возможно, этот мотив повторялся бы Кингом реже, если бы не его собственный травматический опыт. Речь, понятное дело, про экранизацию «Сияния» режиссером Стэнли Кубриком, которая считается великим шедевром всеми, кроме самого Стивена Кинга, как кажется.

Детской эту травму, конечно, не назовешь. В смысле, в 1980-м Стивену было 33. Но та давняя ссора между автором и экранизатором много лет не давала покоя поклонникам и того, и другого. В первую очередь самому Кингу, конечно. Даже смерть Кубрика ничего не изменила. Сорок лет писатель мучился тем, как превратно трактовалось написанное им «Сияние» из-за режиссера-диктатора, который исключил из сценария большую часть мистики и сконцентрировал сюжет вокруг творческих и личностных проблем Джека.

Кинг так страдал, что в девяностые предпринял собственную попытку экранизировать «Сияние». В результате получился мини-сериал из трех частей. Но несмотря на максимально возможную аутентичность и участие самого Кинга в съемках на правах исполнительного продюсера, этот фильм прошел почти не замеченным и сейчас о нем помнят только сумасшедшие фанаты.

Но Кинг не сдался и в 2013-м году опубликовал роман «Доктор Сон» – официальное продолжение «Сияния». А в 2019-м у мастера ужасов появился новый шанс сквитаться с ненавистным Кубриком. В рекордном количестве кинотеатров выходит полноценная экранизация «Доктора», в которой Кинг наконец сможет донести до публики, что такое вообще «сияние» и как это все нужно правильно понимать.

Точно так же, как маэстро Кинга, призраки прошлого преследовали и Дэнни Торренса. Только на сей раз это следует понимать буквально. Мертвые близняшки, голая старушка из номера 237, бывший сторож Грэйди, ну и все прочие гламурные привидения из «Сияния» являлись маленькому Дэнни во сне и наяву даже во Флориде, куда они с мамой переехали подальше от снега и отеля «Оверлук». Но то же самое «сияние», которое так привлекает черные души мертвых индейских шаманов, и помогло Дэнни справиться с ними. Правда, многолетняя борьба с невидимыми силами не очень благотворно повлияла на психическое здоровье бедного мальчика.

Дэнни Торренса сыграл Юэн Макгрегор («Звездные войны», «На игле», «Фарго»). Через 40 лет после бегства из отеля «Оверлук» он лечится от алкоголизма и работает санитаром в хосписе небольшого городка на севере США. Его способности медиума помогают ему убеждать умирающих принимать неизбежное. Пациенты называют его «Доктор Сон» и умирают без страха и сожалений. Да и он сам вроде бы примирился с прошлым.

Пока не выяснил, что в Америке он не один такой сияющий. Множество медиумов разной силы и способностей рассеяны по территории США. Кто-то из них не догадывается о своем даре, но есть и те, которые все прекрасно понимают. И лучше бы они оставались в неведении. Потому что мир Стивена Кинга – голодное и злое место.

Несколько таких голодных и злых медиумов сбились в стаю под руководством ведьмы Розы-В-Шляпе (Ребекка Фергюсон, «Снеговик», «Величайший шоумен», «Живое»), чтобы разыскивать и ловить детей, отмеченных сиянием. Правда, никаких особенных экстрасенсорных способностей никто из этой банды, кроме Розы, по ходу пьесы не демонстрирует. Просто они как какая-то вампирская секта очень-очень нехороших дяденек и тетенек. Среди них есть пара известных артистов – Зан Маккларнон (индеец из «Фарго») и Карел Стрёйкен (великан из «Твин-Пикса»). Пойманных они обращают, и тогда те вливаются в команду, но чаще просто убивают, чтобы получить возможность напитаться сиянием их отлетающей души. Ну или что-то вроде того. Очередной их жертвой вот-вот должна стать юная Абра Стоун, которая сияет гораздо ярче многих и поэтому притягивает негодяев как магнит.

Их сюжетные линии – зловещего цыганского табора Розы-В-Шляпе, девочки Абры, которая еще только пробует свою силу и немало беспокоит этим папу с мамой, и смиренного бывшего алкоголика Дэнни Торренса – должны будут пересечься. И тогда Дэнни нужно будет решить, забыться ли ему снова на дне бутылки или расчехлить старое доброе сияние и засветить всем этим великовозрастным хиппи по-взрослому.

При чем же здесь «Сияние» великого Стэнли Кубрика? Да почти ни при чем. Ну, то есть продолжением фильма, его сиквелом это можно назвать с большой натяжкой. Отель «Оверлук» со всем соответствующим антуражем, включая звуковые эффекты и музыку, временами является Дэнни в качестве флешбэков из прошлого и кое-каких фрагментов первоисточника, которые 40 лет назад не попали в фильм Кубрика. Сделано это довольно аккуратно, с большим почтением к обоим оригиналам, насколько это возможно, там более что Стивен Кинг и на этот раз выступил исполнительным продюсером и бить его по рукам было некому.

Так что в остальном это очень кинговская история, классическая такая. И это одновременно и хорошо, и плохо. Хорошо, конечно, что старик добился-таки на восьмом десятке своего, а зрители могут насладиться стопроцентно авторским видением маэстро ужаса.

А с другой стороны, вот эта вся кинговская тема про то, что люди мучают и убивают друг друга не потому, что они просто козлы и такова их низменная природа, а наоборот, все дело в природе, в смысле, это просто место такое плохое, его прокляли злые духи из далекого прошлого или какие-нибудь мрачные инопланетяне, ну короче у-у-у-у-у это все мистика, а люди не при делах и вообще они хорошие, – она довольно трэшевая и затасканная. Ну потому что кочует из книги в книгу и из экранизации в экранизацию, а число экранизаций разнообразных произведений Стивена Кинга уверено приближается к сотне, тем более что сейчас уже пошла вторая волна ремейков старых вэхаэсных хитов из 80-х.

Прекрасно одно – сияющий и недосягаемый шедевр Кубрика так и остался сиять, продюсеру Кингу и режиссеру Майку Флэнегану хватило такта не переснимать его и избавить от новых трактовок сюжета. Ну, так немного по касательной они его зацепили, конечно. Но это больше для атмосферы и антуража, чтобы потешить стариков, которые еще помнят то самое «Сияние».

Так что «Доктор Сон» – вещь вполне самостоятельная, а самое замечательное – вполне законченная. Может быть, это понимает и сам Король Ужаса. И фанатам можно уже перестать дрожать от страха при мысли, что «Сияние» превращается в многосерийную франшизу, а отель «Оверлук» – в один из диснеевских аттракционов.