Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Апокалипсис десять лет спустя. Павел Матяж о фильме «Zомбилэнд: Контрольный выстрел»

25 октября 2019, 17:54
Апокалипсис десять лет спустя. Павел Матяж о фильме «Zомбилэнд: Контрольный выстрел»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Продолжение постмодернистской зомби-комедии 2009 года. Вуди Харрельсон, Джесси Айзенберг, Эмма Стоун и Эбигейл Бреслин возвращаются чтобы снова убивать зомби.

После первой части прошло десять лет. В этом основная проблема фильма «Зомбилэнд. Контрольный выстрел». Наши прокатчики решили никак не адаптировать содержащуюся в оригинальном подзаголовке Double tap не самую глубокую иронию и просто придумали новый подзаг, ну а что такого? В смысле давно уже пора сделать контрольный в голову этой франшизе? Может, они не так уж неправы на самом деле.

Десять лет в условиях зомби-апокалипсиса – это очень долгий срок. В 2009-м отвязная постмодернистская комедия «Добро пожаловать в Зомбилэнд» прошла суперуспешно, и даже не в смысле проката. Ну или, по крайней мере, не только. Про нее писали: критики, журналы и порталы называли «Зомбилэнд» глотком свежего воздуха и новым словом в жанре, все были довольны, пересказывали друг другу шутки и восторгались лихостью и наглостью режиссера Рубена Фляйшера и сценаристов Ретта Риза и Пола Верника. Ну а когда фильм производит такое впечатление – почти наверняка через год-другой будет сиквел, пока тема не остыла.

Но что-то пошло не так, и сиквел не появился. Шли годы – актеры старели. Хорошо еще, что за это время никто из них не умер. Билл Мюррей ведь уже не мальчик, прямо скажем. Хотя, в условиях зомби-апокалипсиса гибель героя объяснить даже проще, чем появившиеся морщины, мешки под глазами все вот эти.

И тем не менее в 2019-м вторая часть все-таки доползла до кинотеатров. Джесси Айзенберг за это время почти не изменился и не выходит из амплуа подростка-ботаника, даже несмотря на свои внушительные 36. К его коллегам Вуди Харрельсону и Эмме Стоун время было менее милосердно, хотя, конечно, за эти годы они наснимались у именитых суперрежиссеров, набрали наград, кое-кто «Оскара» даже. А их маленькая злобная девочка Эбигейл Бреслин превратилась в толстого неприятного тинейджера.

Импровизированная семья выживших по-прежнему в сборе, по-прежнему колесит по лежащим в руинах Соединенным Штатам Америки и по-прежнему соревнуется в виртуозности уничтожения зомби. Только в первой части маршрут веселой семейки пролегал в основном по южным штатам и заканчивался где-то в Голливуде. А в самом начале второй Таллахасси, Коламбус, Вичита и Литл-Рок наведываются в Вашингтон и временно оккупируют Белый дом.

После десяти лет блуждания по пустошам они наконец нашли безопасное место, где полно еды, воды, оружия и боеприпасов. Но именно здесь-то их и подстерегала опасность. Но не в лице полчищ голодных мертвецов. Для лихих путешественников-выживальщиков гораздо страшнее оказалась повседневная рутина. Впрочем, для зрителей тоже.

Лютый слэшер про отрубленные головы и разбрызганные по всей округе мозги превратился в мелодраму. В романтическую комедию, точнее, ну они же там все не переставая шутят, не будем забывать, что авторы сценария Ретт Риз и Пол Верник еще и «Дедпула» написали. Таллахасси ведет с подросшей Литл-Рок отцовские беседы, а Коламбус делает Вичите предложение.

Девушки такого поворота не выдерживают и сбегают. Вичита не справилась с эмоциями от неожиданной перспективы брака (хотя за 10 лет могла бы уже и привыкнуть к этой мысли), а у Литл-Рок внезапно начался переходный возраст. Снова оставшимся вдвоем мальчикам приходится только констатировать – все проблемы из-за баб.

На этих постоянных побегах строилась вся драматургия первой части. Поэтому во второй сценаристы не стали изобретать велосипед, а просто поехали дальше по уже проложенной дорожке, по волнам коллективной американской памяти и ностальгии по былому величию.

Патриархально-консервативный настрой картины чуть смягчается. В первой части ведь, как мы помним, они были настолько лютые, что у них в фильме даже негров не было. Как в вестернах Джона Форда из 1950-х. С Джоном Уэйном. А тут появится крутая Розарио Доусон в роли работницы музея Элвиса Пресли в Грейсленде. Правда, ее компенсируют персонажем Зои Дойч, которая сыграла архетипическую блондинку в розовой пижаме с единорогами и радугой, выжившую потому, что зомби, они ведь едят мозги, так? Так что парни держат баланс.

В несколько обновленном составе компания охотников на зомби продолжает свой кровавый трип по туристической Америке, цитируя и постмодернистски обыгрывая разнообразные современные американские тренды. Шутят про хиппи и Дональда Трампа, Гомера Симпсона и Стивена Хокинга. Даже комиксы про «Ходячих» читают.

Ну и, по большому счету, это по-прежнему весело, угарно и лихо. Но революцией в жанре и глотком свежего воздуха это уже не назовут. Да создатели и не претендуют. Они совершенно сознательно повторяют все те же гэги, которые работали в 2009-м, добавляют к ним новые фишечки, ну так, чисто косметически. Чтобы оправдать заявленный в названии выстрел их обоих стволов, даже добавляют в фильм двойников Таллахасси и Коламбуса. Ну или косплееров, по меньшей мере.

Ну и не то чтобы это не работает. Да работает, наверное, просто за эти десять лет конкуренты и коллеги по цеху из игровой и киноиндустрии наделали столько фильмов, сериалов и игр про зомби, что «Зомбилэнд» из дерзких новичков-вундеркиндов перешел сразу в пенсионеры, и этот самый Double tap действительно правильнее переводить как «Контрольный выстрел». Если не в голову, то как минимум в ногу. С таким ранением до 2029-го они точно не дотянут.