Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

А у вас был секс с мобильным приложением? Павел Матяж о фильме «Окей, Лекси!»

18 октября 2019, 16:23
А у вас был секс с мобильным приложением? Павел Матяж о фильме «Окей, Лекси!»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Остросоциальная американская комедия про борьбу офисного клерка с собственным мобильником.

Страшно подумать, но со времени выхода в прокат «Симоны» Эндрю Никкола прошло уже 17 лет. Конечно, на фоне вышедшей тремя годами раньше «Матрицы» «Симона» была довольно рафинированным зрелищем, не вызывала апокалиптического ужаса перед наступающими технологиями, не призывала к революции. Сейчас бы это назвали инди-фильмом, нишевым, тихим сай-фаем, немного срезать хронометраж, и получилась бы удобоваримая серия «Черного зеркала». Что-то такое из второго сезона, вполне возможно.

А ведь именно с «Симоны» у человечества начались интимные отношения с искусственным интеллектом. Ну, по крайней мере, у мужской его половины. В том смысле, что все эти сюрреалистические подружки названы женскими именами и говорят голосом Скарлетт Йоханссон. Так же, впрочем, как Алекса, Алиса, Сири, Кортана, ну и так далее. А где Джек, Иван, не знаю там, или Зигфрид? Ну, хотя это слишком широкая тема, не будем отвлекаться. В «Симоне» изначально двусмысленные отношения героя Аль Пачино со свой воображаемой протеже дошли до того, что его обвинили в ее убийстве.

Фото: kinopoisk.ru

С тех пор любовь и смерть, пусть виртуальные, шли рука об руку и в фильмах, вдохновленных «Симоной». Хотя, конечно, стопроцентными продолжениями темы их назвать нельзя, потому что раз и навсегда сменился статус главного героя. В фильме Спайка Джонза «Она» место творца занимает пользователь, покупатель компьютера и прилагающейся к нему операционной системы. И отношения «творец – создание», со всеми религиозными аллюзиями и фобиями про то, что типа «Франкенштейн убил доктора Франкенштейна», сменил формат «покупатель – товар, пользователь – изделие». Поэтому и смерть – не смерть, а просто удаление программы, хотя последствия у такого удаления всегда далекоидущие.

Фото: kinopoisk.ru

Фильм режиссеров Джона Лукаса и Скотта Мура (они работали вместе над «Очень плохими мамочками» и помогали Тодду Филлипсу с «Мальчишниками») «Окей, Лекси!» – это попытка понизить пафос в обсуждении темы. Это комедия. Да, технологии полностью захватили нашу жизнь, мы общаемся с голосовым помощником чаще, чем с мамой, не способны приготовить борщ без помощи Гугла и не ориентируемся в собственном городе без «Яндекса». Ну и что такого? Будущее наступило, так давайте веселиться!

Фото: kinopoisk.ru

Главный герой «Окей, Лекси!» Фил работает на портале «Хайпожор.ком». Сложно сказать кем. Вообще, он закончил факультет журналистики в довольно престижном вузе, но по долгу службы целыми днями выдумывает демотиваторы и безумные списки из серии «Десять котиков, похожих на Райана Гослинга». Его играет Адам Дивайн, он похож на американскую версию Мартина Фримена, сложно сказать, где он играл, есть такой сериал «Трудоголики», правда, его никто не смотрел.

Фото: kinopoisk.ru

Фил работает в «Хайпожоре» уже три года, но коллеги не в курсе, как его зовут, так же как и он их. Босс (Майкл Пенья, «Наркос», «Человек-муравей», «Патруль») зовет его «губошлеп», и это если у него хорошее настроение. Вообще, по идее, создателям стоило бы лучше снимать фильм про Майкла Пенью. Он играет в жизни этого околожурналистского офисного планктона значительно более существенную роль, чем Фил, и постоянно извергает шутки про то, что самые популярные вещи в мире это – котики, пицца и королевская семья. Поэтому героем нашей следующей заставки будет королевский кот-пиццеед! Ну и все такое прочее.

Фото: kinopoisk.ru

А на Фила никто не обращает внимания, девушки у него нет и никогда не было, он живет один и проводит вечера перед телевизором, поедая лапшу с говядиной из какой-то монгольской забегаловки. Перед фильмом следует небольшой пролог, визуализирующий причину такой асоциализации главного героя: ссорящиеся родители суют трехлетнему Филу телефон, потом эта сцена повторяется снова и снова, только Фил с каждым разом все старше, а телефоны эволюционируют от Нокии 3310 до последнего айфона, собранного трудолюбивыми китайскими детьми.

Фото: kinopoisk.ru

Подобные шуточки не дают фильму уйти в остросоциальную сатиру или превратиться в хоррор про социопата. Но сути это не меняет. С самого раннего детства Фил привык отстраняться от каких бы то ни было проблем с помощью телефона и поэтому теперь не расстается с ним ни на секунду. И вообще, с телефоном у них образовалась почти физиологическая связь, куда уж там маме с папой.

Фото: kinopoisk.ru

Поэтому когда появляется Jexi (в русском переводе почему-то Лекси), новая операционная система и новый голосовой помощник, Фил добровольно дает ей доступ ко всем своим аккаунтам в социальных сетях, кредиткам, карточкам социального страхования и прочее-прочее. С другой стороны, можно подумать, кто-то из вас хоть раз дочитал до конца хотя бы одно пользовательское соглашение, прежде чем кликнуть «Согласен». Отныне мобильное приложение контролирует финансы Фила, управляет его передвижениями, даже еду ему на дом само заказывает, короче говоря, заменило ему не только бухгалтера, повара и фитнес-тренера, но одновременно всех друзей (которых у него и так не было), родителей (про которых в фильме почти ни слова) и даже жену и всех несуществующих девчонок разом.

Фото: kinopoisk.ru

Вот это уже интереснее, и в этом как раз будет весь конфликт и борьба. Да, конечно, это не «Терминатор-2» и не «Матрица» и даже не «Симона». Раз от раза формат изделия мельчает, становится сомасштабен человеку. В случае с Лекси вся угроза человечеству уменьшается до размера мобильника. Но даже в таком жалком воплощении искусственный интеллект способен преподнести своему незадачливому хозяину пару сюрпризов. Так или иначе, «Окей, Лекси!» – неплохой повод сделать перерыв и на два часа отключить свой смартфон. Ну, или хотя бы звук отключить. Как говорил Шайа Лабаф: «Do it!!!»