Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Иду на биеннале, но ничего в этом не понимаю. Как делать вид, что разбираешься в современном искусстве

инструкция
13 сентября 2019, 16:53
Фото: Григорий Постников, 66.RU
Не всегда легко понять задумку автора арт-объекта. Мы подготовили инструкцию по 11 работам биеннале, после прочтения которой вы сможете дискутировать даже с куратором выставки.

Инструкция состоит из трех частей. Сначала – фото работы, чтобы вы точно ее узнали. Далее идет описание того, что в целом представляет собой инсталляция. И последнее — это речевой модуль: то, что будет очень кстати сказать во время обсуждения сути работы и поразить всех своими познаниями.

1. Вечная любовь?

Иду на биеннале, но ничего в этом не понимаю. Как делать вид, что разбираешься в современном искусстве
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Диана Фонсека Киньонес, «Влюбленные»

Описание: Зайдя в выставочное помещение, сразу поднимите голову наверх. Выставка открывается видеоинсталляцией под потолком. На ней — две горящие спички, и их силуэты очень напоминают силуэт двух людей в объятии. В конце видео обе спички полностью сгорают, огонь исчезает.

Речевой модуль:
«Художница говорит о связи страсти и смерти. Они всегда идут рядом. Но несмотря на это, образ вечной любви стал одним из главных идеалов человечества».

2. Что для тебя время?

Иду на биеннале, но ничего в этом не понимаю. Как делать вид, что разбираешься в современном искусстве
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Кристина Лукаш, «По часовой стрелке»

Описание: Просторная выбеленная комната, стены которой по периметру увешаны часами. Все часы работают, но показывают разное время. Каждый правый циферблат опережает предыдущий на четыре минуты. Таким образом 360 часовых аппарата образуют круг длиной в 24 часа.

Речевой модуль:
«Человек всегда существует внутри времени. Идея времени напрямую связана с бессмертием. Но существует ли время? Кристина Лукаш своей работой дает отрицательный ответ. Прошлого и будущего не существует, а каждый из нас находится одновременно во всех временах».

3. Возможно ли перерождение человека?

Иду на биеннале, но ничего в этом не понимаю. Как делать вид, что разбираешься в современном искусстве
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Илья Федотов-Федоров, «Экзо-бутон»

Описание: Светлая комната наполнена музыкой, отдаленно напоминающей религиозную, которую слышно далеко за пределами комнаты, где на тонких нитях подвешена синтетическая оболочка. Ее формы напоминают тело человека.

Речевой модуль:
«Автор решил представить, как выглядела бы оболочка человека, если бы он перерождался, как, например, гусеница превращается в бабочку. Это могло бы быть следующим шагом в развитии человека».

4. Что важнее: красота или жизнь?

Иду на биеннале, но ничего в этом не понимаю. Как делать вид, что разбираешься в современном искусстве
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Карлос Аморалес, «Черное облако»

Описание: Стены усыпаны черными апокалиптическими бабочками и мотыльками. Все эти бабочки представляют реально существующие 30 видов.

Бабочки для художника стали символом глубоких внутренних переживаний. Когда умерла бабушка Карлоса, шла ежегодная миграция бабочек. Так он объединил в работе личные чувства с масштабными природными явлениями.

Речевой модуль:
«Для художника бабочки стали символом личных глубоких переживаний. А в общем контексте выставки бабочки являются символом смерти и красоты. Чтобы сохранить красоту бабочки, специалисты убивают ее и помещают под стекло. Но остается ли бабочка бабочкой?»

5. Кто окажется сильнее?

Иду на биеннале, но ничего в этом не понимаю. Как делать вид, что разбираешься в современном искусстве
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Чон Кымхён, «Небольшое обновление»

Описание: Экспозиция больше похожа на мастерскую с каким-то ужасным монстром, запчасти для которого разложены по всем столам.

Речевой модуль:
«Автор демонстрирует стирающуюся грань между человеком и машинами. Чем больше машин мы создаем и перекладываем на них свои функции, тем более инертными мы становимся сами. Они будут набирать силы, пока мы будем ослабевать. Мы живем в уверенности, что мы контролируем их. Но так ли это?»

6. Какой след оставишь ты?

Иду на биеннале, но ничего в этом не понимаю. Как делать вид, что разбираешься в современном искусстве
Фото: Григорий Постников, 66.RU

The Recycle Group, «Искусственная грязь»

Описание: Искусственное покрытие из переработанных материалов со следами человека на грязи, воспроизведенное при помощи сканирования. Когда человек идет по коридору, поверхность движется благодаря надуванию воздуха турбинами.

Речевой модуль:
«Авторы проекта, как и Чон Кымхён, размышляют над взаимодействием человека и машины. Их инсталляция отражает наш мир с точки зрения машин».

7. Это вообще здесь зачем?

Иду на биеннале, но ничего в этом не понимаю. Как делать вид, что разбираешься в современном искусстве
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Зеркальный коридор

Описание: Зеркальный коридор — это не арт-объект. Но он вписался в концепцию выставки, и в нем тоже есть своя идея из философии дзен-буддизма.

Речевой модуль:
«Буддист, достигший просветления, не видит своего отражения в зеркале. Зеркало в буддистской философии отражает эго человека и его жажду величия. А эти качества не могут быть присущи просветленному».

8. Кому принадлежит культура?

Иду на биеннале, но ничего в этом не понимаю. Как делать вид, что разбираешься в современном искусстве
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Джилл Магид, «Архивы Баррагана»

Описание: «Архивы Баррагана» состоят из трех частей. Первая часть — это видео, где на пленку запечатлена встреча Джилл и Федерики, когда художница делала предложение. Вторая — это цветочный круг, который является традиционным подношением в Мексике на День мертвых. Третья часть — размещенная на стене неоновая вывеска. Она отражает протест против того, чтобы имя Баррагана рассматривалось как товарный знак, лишенный связи с культурой.

Речевой модуль:
«Луис Барраган был одним из величайших архитекторов Мексики ХХ века. Но исследователи не могут уже 20 лет получить доступ к его архивам, так как они принадлежат Федерике Занко, жене одного бизнесмена. Ей они были подарены вместо обручального кольца.

Архив очень ценен: в нем находятся тысячи рисунков, фотоснимков, рукописей и публикаций архитектора. Джилл Магид является поклонницей искусства Баррагана, и она пытается добиться открытия доступа к архивам. Но Занко на уступки не идет. Тогда Джилл предложила ей обмен: она выкопала урну с прахом Баррагана, и из него за полгода сделали алмаз. Его вставили в обручальное кольцо, и Джилл предложила кольцо Федерике в обмен на архивы. Федерика ответила отказом. Но Джилл продолжает свою борьбу в рамках выставки».

9. Может ли момент на фото существовать вечно?

Иду на биеннале, но ничего в этом не понимаю. Как делать вид, что разбираешься в современном искусстве
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Франко Ваккари, «Оставь на стенах фотографический след твоего мимолетного посещения»

Описание: Интерактивный объект на выставке, который позволит не просто сделать фотографию на память, но и оставить свой след в истории этой выставки. Здесь представлена настоящая фотобудка, которая печатает по четыре фотографии размером три на четыре в двух вариантах: черно-белые и цветные. Хотя бы один из них нужно оставить на стене около будки.

Итальянский художник Франко Ваккари презентует эту работу на биеннале в третий раз (впервые появилась на 36-й Венецианской биеннале в 1972 году, а потом на биеннале в Кванджу в 2010-м).

Речевой модуль:
«Идея исходит из утверждения американской писательницы Сьюзан Зонтаг, что «жить — значит быть фотографируемым». Сделав фотографию, ты останавливаешь время в одном моменте навечно. Но сами фотографии подвержены изменениям и разрушению, что делает их крайне уязвимыми».

10. Действительно ли мы развиваемся или все движется по кругу?

Иду на биеннале, но ничего в этом не понимаю. Как делать вид, что разбираешься в современном искусстве
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Сиприен Гайяр, «Ocean II Ocean»

Описание: Видеоработа, рассказывающая про замкнутость связи человека с окружающим. Первая часть видео показывает, как старые вагоны нью-йоркского метро сбрасывают в море. Если вы любитель экологии и зоозащитник, вам наверняка станет очень больно на этом моменте. Но на самом деле вагоны сбрасывали, чтобы создать искусственный риф и увеличить популяцию рыб. На видео морские жители обживают вагоны и вполне свободно там существуют.

Следующий кадр переносит зрителя в московское метро. Если присмотреться, на некоторых станциях в породе видны останки живших задолго до нас существ.

Речевой модуль:
«Так получается, что даже то, что уже отмерло и пришло в ненадобность одному виду, может стать важной частью будущего других существ. Такие циклические отношения формируют настоящее бессмертие».

11. Может, потанцуем?

Иду на биеннале, но ничего в этом не понимаю. Как делать вид, что разбираешься в современном искусстве
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Адриан Пайпер, «Адриан переезжает в Берлин»

Описание: Закрывает основную выставку видеоинсталляция «Адриан переезжает в Берлин». На видео художница танцует на улицах Берлина. Так же люди танцевали во времена, когда город разделяла Берлинская стена.

Речевой модуль:
«Адриан своей работой говорит нам о том, что не нужно выбирать какой-то один способ мышления. Бессмертие — это прежде всего свобода самовыражения и поэтому оно доступно каждому».

Владислава Ямщикова