Вообще-то я планировал стандартный отдых — купить билеты на самолет и полететь на море. Но я ушел с постоянной работы, так что появились свободные месяцы, которые можно провести не в офисе.
Решили с другом отправиться в дальнее путешествие на двух машинах. Он — с семьей, я тоже. Наметили маршрут: доехать до Грузии, отдохнуть там, потом — в Турцию, остаться на море недели на три — зарядиться солнцем и накупаться, покататься по побережью и рвануть обратно. По плану путешествие должно было занять полтора месяца. Так и получилось — 12 000 километров мы проехали за 42 дня.
У меня не новая машина — Мицубиси АСХ 2013 года с большим багажником на крыше. Перед поездкой прошел техосмотр, хотя по регламенту до планового ТО не хватало семи тысяч километров пробега. Обратил внимание на тормозную систему, потому что в Турции и Грузии много гор. Поменял тормозные колодки и жидкость.
Построил маршрут так, чтобы самому не уставать и чтобы жена и сын не страдали от дороги. Оптимальный переезд — 900 километров в день. Без пробок такой бросок можно преодолеть за 11 часов. За рулем всегда был я — мне так спокойнее.
Чтобы преодолеть такое расстояние, нужно любить путешествовать за рулем и иметь опыт дальних марш-бросков. Мы с женой часто ездим в Казахстан — за день проезжаем полторы тысячи километров. От дороги я не устаю — люблю смотреть, как меняются пейзажи и города за окном.
Еще заранее нужно озаботиться страховками. В России — это ОСАГО, в Грузии — своя страховка, которую можно оформить либо на границе, либо онлайн. Турецкая страховка — это стандартная грин-карта, которая необходима в европейских странах.
Утомляет в пути не сама дорога, а глупая организация движения. На трассе М5 (Москва — Челябинск) нет разделительной полосы, повсюду дорожные ремонты, заторы и дурацкие объезды городов. К тому же в августе трасса забита туристами, которые возвращаются с краснодарского побережья.
Чтобы не скучать, мы придумывали игры — определяли регионы по номерам автомобилей. Слушали аудиокниги — скачали список литературы на лето для сына-третьеклассника. Нам с женой особенно понравились 70 часов «Детей капитана Гранта».
Когда я начинал уставать — включал бодрящую музыку погромче. Сыну иногда выдавали планшет.
Ехали по навигатору, иногда пользовались приложением maps.me. В России почти везде можно ориентироваться по указателям. Сложности возникают только на Северном Кавказе — там слишком разветвленная сеть дорог, можно запутаться.
Верхний Ларс — единственная сухопутная граница между Россией и Грузией. До июньских протестов и отмены авиасообщения в Верхем Ларсе были огромные пробки — в очереди можно было простоять восемь часов. Мы ехали и гадали, поверили ли россияне телевизору, что грузины — кровопийцы и людоеды, или же, наоборот, наши граждане такие упертые, что раз им запретили летать, так они сами поедут. Оказалось, и так, и так.
На границе с российской стороны пограничники запустили бегущую строку: «МИД России предупреждает, что в связи со сложной внутриполитической ситуации в Грузии гражданам РФ рекомендуется воздержаться от туристических поездок в Грузию».
К пограничному переходу мы подъехали в пять утра в будний день. И не прогадали — перед нами было шесть машин, и в очереди мы простояли всего лишь полчаса. Спустя месяц заторы были гораздо больше — видимо, россияне поняли, что в Грузии им ничего не грозит.
Турецко-грузинскую границу проходили еще проще. Водитель может вообще не выходить из автомобиля — я протянул паспорт в окошко, будто на выезде из торгового центра оплатил парковку. И все. Багаж не осматривают. Пассажиры проходят пешком через терминал. Кстати, внутри терминала очень уютно — есть дьюти-фри, туалеты, кафе. Трафик там огромный, но очередей нет.
Тщательно досматривали только на обратном въезде в Грузию из Турции. Мы достали весь багаж из автомобиля, занесли его в пункт досмотра и просветили интроскопом. Там проверяли все, вплоть до женской сумочки и детского рюкзака.
В России мы останавливались в заранее забронированных отелях. В Грузии — тоже, только выбирали маленькие гостиницы, где на первом этаже живет хозяин с семьей, а второй и третий — под съем. В таких местах хозяин обязательно с тобой посидит за ужином, поговорит, угостит собственным вином. После вина — чача или коньяк. Наутро тебе не просто обещанный завтрак обеспечат, а жена хозяина испечет пирог или хачапури, а перед выездом сунет в багажник бутылочку чачи и персики из сада.
Ни разу мы не столкнулись с агрессией к русским. Грузины жаловались, что многие россияне отменили брони, что для малого бизнеса политические проблемы — большое испытание. Они изо всех сил пытались убедить нас в дружелюбии, прямо так и говорили — не верьте телевизору, мы вас любим. Когда мы стояли на перекрестке и смотрели карту, грузинская старушка подошла, спросила, как нам отдыхается, и вызвалась нас проводить.
Но наши друзья, когда ехали обратно (мы возвращались порознь), попали в неприятную ситуацию. В ресторане в небольшом поселке в Сванетии молодые официанты отказались с ними говорить на русском и на английском. Только на грузинском, принципиально. Это выглядело нарочито, как политическое действо. Вот единственный случай.
В Аланье мы сняли жилье через риелтора. Несколько лет назад в Турции был инвестиционный бум. Там построили много жилой недвижимости и продали ее иностранцам. Сейчас эти площади сдают тем, кто приезжает надолго и живет как на средиземноморской даче.
Это недорого. Арендовать квартиру в апартаментах хорошего качества с закрытой территорией, бассейном, фитнес-центром, СПА-салоном, детской игровой зоной и рядом с пляжем стоит 20–25 евро в сутки. Риелтора можно найти дистанционно, а можно обратиться по факту в любую риелторскую контору. Через букинг и эйрбиэнби выйдет дороже.
Грузия — страна небогатая, и это отражается на дорожном строительстве. Там есть лишь одна хорошая автомагистраль от Тбилиси до Кутаиси — 4–6 полос, разделительная полоса. А дальше везде двухполосная со встречкой. Ужасно. Ну как ужасно, нормальная дорога для России. В Грузии мы ехали по дороге, которая проложена по стенам и дну горного ущелья. Очень красиво, видны горы-тысячники и Казбек, но ехать там страшновато.
В Турции все по-другому. Даже в горах они строят круто, тратят очень много ресурсов. Подрезают стену у горы и строят четырехполосную дорогу с разделительной полосой. Чуть ли не беднейшая страна в Европе, а дороги строят как в Германии или Бельгии. Безопасные и удобные. Там даже между какими-то маленькими деревнями — дорога с разделительной полосой. В городах — тоже. В Екатеринбурге только проспект Ленина такой.
Но турецкие водители — просто безумные. Они ездят без всяких правил. Помеха справа, главная дорога, пешеходный переход, знак «Уступи дорогу» — они на этом не заморачиваются. Кто едет — тот и едет. Кто выехал на перекресток — у того и главная. А кто стоит и пропускает — пусть и дальше пропускает. Там категорически не принято пускать пешеходов на пешеходном переходе. Мы видели типичное турецкое ДТП с иностранцем. Когда на пешеходном переходе без светофора машина с британскими номерами останавливается, чтобы пропустить человека — а ему в зад въезжает турок. По формальным правилам британец прав, но отпуск себе попортил.
По пути туда мы останавливались в городах. В Самаре искупались в Волге и выпили жигулевского пива, в Волгограде поднялись на Мамаев курган, заехали в Беслан — еще раз напомнили детям, что есть люди хорошие и плохие. В Грузии заехали в город Телави — посмотреть на локации фильма «Мимино».
По пути в Аланью остановились в Каппадокии посмотреть на скалы и пещерные отели. Знаменитые шары, которые должны летать каждое утро, не летали.
В Аланье мы прожили три недели растительной жизнью: утром завтракали на террасе, ходили купаться на чистый галечный пляж, до обеда загорали, а вечером гуляли. Такое приятное безделье. Затем попутешествовали по Турции — доехали до самой западной точки. Побывали на горе Химера, на вершине которой воспламеняется природный газ. Оказались на пляже в поселке Чиралы, где гнездится морская черепаха, как раз в то время, когда вылуплялись черепашата — маленькие, размером со спичечный коробок, они выбирались из песка и ползли к морю. Мы объехали все прибрежные города, посмотрели на затопленный Кеков.
В Турции проехали тысяч семь километров за 11 дней. Вдоль дорог там постоянно сидят мужчины и пьют чай. Увидят машину с российскими номерами — машут руками, показывают сердечки, кричат «айлавпутин».
Внутренняя Турция не похожа на ту, к которой все привыкли в отелях Аланьи и Антальи. Вглубь страны туристы обычно не заглядывают, там совсем другие города, другие турки, другая кухня. Местные жители похожи на грузин, более сдержанные, но очень гостеприимные. Русский человек в глубинной Турции выглядит так же странно, как негр в Нижнем Тагиле.
Самая большая статья расходов — это бензин. Даже при расходе 8 литров на 100 км — это много. У меня на топливо ушло около 65 000 рублей. Это сравнимо с билетами на самолет для семьи туда-обратно. Если в России литр бензина стоит в среднем 45 рублей, то в Грузии литр 95-го бензина — 55–60 рублей, а в Турции — 65–70 рублей. Расход еще увеличивается за счет постоянно включенного кондиционера и сопротивления из-за автобокса на крыше.
Если у тебя больше чем один ребенок и есть свободное время, то путешествие на машине — это очень выгодно и гораздо интереснее. У меня это был первый опыт. И удачный — я уже просчитываю маршрут по северной Европе и в Монголию.
P. S. Вот еще несколько советов автопутешественникам: