«Если артист не конченый, если художник не полное дерьмо, они в своем творчестве открывают людям себя, поэтому загибаются рано, их просто больше не остается — они все раздают». Так говорил персонаж Александра Цекало, видный московский музыкальный продюсер своей юной протеже в важном для некоторых фильме «Ландыш серебристый» (Студия «Козерог», режиссер Тигран Кеосаян, 2000 год). Это Александр еще не видел фильмы Ксавье Долана (на тот момент они были просто еще не сняты), который поставил открытие людям себя на поток и вот уже 10 лет в подробностях рассказывает всему миру о своей гомосексуальности, взаимоотношениях с матерью и непростом пути к славе.
Это было в 2009-м, когда Ксавье едва исполнилось 20. И даже тогда можно было все списать на удачу. Ну, вот так сошлись звезды. Но и следующие фильмы Долана — «Воображаемая любовь», «И все же Лоранс», «Мамочка» — получали различные награды в Каннах, а «Это всего лишь конец света» вообще взял Гран-при в 2016-м. Да он же гений, судя по всему.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
И вот в 2019-м году на экраны вышел новый фильм Ксавье — «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована». До этого Долан снимал кино в Канаде, его актеры говорили по-французски, и в смысле проката это была довольно локальная история. «Смерть и жизнь» — первый англоязычный фильм Долана, сделанный совместно с англичанами и получивший в каст звезд первой величины: Кита Харингтона, Натали Портман, Тэнди Ньютон и Сьюзан Сарандон. Казалось, что фильм обречен на успех, что это будет настоящий хит, наконец-то Долан получил бюджет и может снять что-то еще более выдающееся. Если это вообще возможно. Однако выяснилось, что личный дневник, автобиография — единственный жанр, в котором может работать Ксавье, и единственное, что его интересует.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Исполнитель главной роли — Кит Харингтон, знаменитый Джон Сноу из суперпопулярного сериала «Игра престолов» — играет альтерэго режиссера Долана, вымышленного актера Джона Ф. Донована и, как становится понятно из названия, умирает. Однако он там такой не один. Еще одно альтерэго режиссера, только в юном возрасте, играет Джейкоб Трамбле («Сомния», «Комната»). Его зовут Руперт Тернер, и он тоже начинающий актер. Но есть и еще один Ксавье, которого играет Бен Шнетцер. Это повзрослевший Руперт Тернер, который весь фильм дает интервью крутой политической журналистке в исполнении Тенди Ньютон.
Это интервью и является структурной основой фильма, связывающего перипетии жизни этих трех персонажей в некое общее повествование. Хотя, как я уже говорил, разницы между этими жизнями не так много — это описание одного и того же человека в разные периоды жизни. Все они, как Ксавье Долан, с двухлетнего возраста жили вдвоем с матерью и часто переезжали, все они долгие годы мучительно осознавали собственную гомосексуальность и страдали от преследований поклонников из-за очень рано свалившейся на них популярности.
Это интервью, как и сам персонаж Тенди Ньютон, придуманы Доланом не случайно. Вероятно, и ему самому тоже понятно, что продолжающийся из фильма в фильм внутренний монолог об одном и том же становится довольно утомителен. И скептически настроенная журналистка — это попытка взглянуть на себя со стороны и превратить фильм в диалог хотя бы, послушать кого-то, кроме себя самого. И дать работу актерам.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Тенди Ньютон часто играет таких строгих тетенек, начиная с «Рок-н-рольщика». А здесь она еще и в очках. Ее героиня привыкла снимать репортажи из горячих точек, рассказывать про голодающих детей, ковровые бомбардировки и глобальное изменение климата. Поэтому стоны юного селебрити о том, как жизнь груба и жестока к голливудским гомосексуалистам, которые вынуждены скрывать свою ориентацию, чтобы получать роли супергероев в диснеевских блокбастерах, не вызывают у нее никакого сочувствия.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Громче всех стонет Джон Сноу. Персонаж Кита Харингтона играет суперзвезду сверхпопулярного сериала в зените славы. Очень любопытно предположить, насколько эта роль для него автобиографична. Он утомлен, подавлен и растерян, но при этом у него практически нет никакого текста, и ему остается только томно вздыхать и в десятый раз демонстрировать зрителям свою фирменную страдальческую улыбку, годами отработанный прием бастарда из Винтерфела. Ну, потому что действительно нехорошо получилось бы, если бы кто-то узнал, кто Король Севера — гей. Ничего то ты не знаешь, Джон Сноу.
В завершение хочется отметить исполнителей ролей матерей. Для Ксавье Долана это всегда ключевые персонажи, а тут их целых две. На самом деле могло бы быть и три, но героиню Джессики Честейн вырезали из фильма при монтаже, который продолжался чуть ли не два года.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Сюзан Сарандон, как обычно, великолепна. Она тут дает такую Элизабет Тейлор из «Кто боится Вирджинию Вульф». А вот Натали Портман в роли матери выглядит непривычно. Особенно для тех, кто следил за ней с самого детства, начиная с «Леона» и «Схватки». Для режиссера Долана это особый момент, конечно же. Потому что этим она похожа на него самого, канадского вундеркинда, который тоже «вырос на наших глазах», как о нем писали глянцевые журналы. Чтобы повествование кольцевалось и кольцевалось вокруг великого Ксавье Долана и его непростых отношениях с матерью, поклонниками, любовниками и так далее до бесконечности.