Наше семейство — я, жена Наталья и трехлетняя дочка Валерия — не новички в велопутешествиях. В прошлом году вместе проехали 300 км по Алтаю. Но маршрутов такой протяженности у нас еще не было.
Идеей проехать из Мюнхена через Альпы в Венецию мы загорелись года три назад. Долго готовились и наконец этим летом полетели в Германию. Длина маршрута почти 700 километров. Европейцы катаются по этому пути налегке за 5–6 дней. Мы же везли с собой все, вплоть до детского горшка, поэтому потратили на дорогу три недели.
Двигались двумя рывками. Первый рывок — из Мюнхена в Инсбрук, два дня гуляли, потом из Инсбрука в Венецию, там еще три дня. Первый рывок занял 4 дня, второй — 8. Последние три дня катились по плоскости, но усталость накопилась, и 60 км в конце пути тянули уже еле-еле.
Трансальпийский маршрут хорош хотя бы потому, что можно посмотреть от трех до пяти стран — смотря как считать. Германия, Австрия, Италия плюс историческая местность Тироль — формально это Италия, но порядки там немецкие — и плюс Венеция, не похожая на остальную Италию.
Горная часть проходила через Доломитовые Альпы. Горы там очень светлые из-за известняков, крутые, обрывистые. В Альпах был серьезный набор высоты — около 1600 м.
У Мюнхена мы смотрели, как вокруг развлекаются немцы: дети в велопоходах, сплавщики на байдарках, парапланеристы на горах, кораблики на озерах. В Инсбруке сходили в зоопарк и музей. Красота Инсбрука обеспечена тем, что ты в любой момент поднимаешь взгляд и видишь вокруг высокие горы. В итальянском Тироле живут немцы, там итальянского языка практически не слышно. Повсюду стоят кирхи, в ресторанчиках сосиски, местные катаются на электробайках. И вся культура все еще немецкая — чистота, инфраструктура. В Венеции мы гуляли по окраинам, наблюдали местную жизнь. Случайно наткнулись на венецианские похороны, смотрели, как работает полиция, мусорщики, скорая помощь.
Велодорожка начинается сразу перед аэропортом Мюнхена. Когда подъезжаешь к самому городу, понимаешь, что попал в какую-то непрекращающуюся Майскую прогулку — едут все, от студентов до пенсионеров.
Путь из Мюнхена в Венецию входит в общеевропейскую сеть велосипедных маршрутов. У маршрута есть официальный сайт, путь хорошо промаркирован, и там очень сложно заблудиться, хотя один раз у нас почти получилось. Из 560 километров 400 — выделенные велодорожки. Остальное — грунтовки и дороги второстепенного значения. Это мечта велосипедиста — мы ехали вдали от автомобильного трафика, по очень красивым местам: итальянским долинам с кукурузными полями и виноградниками, мимо альпийских озер, похожих на норвежские фьорды. Самостоятельно такой путь ни за что не спроектировать.
Поразили две вещи. Во-первых, велоразвязки. Я живу в Академическом, к велодорожкам рядом с тротуаром привык. Но чтобы под велосипед можно было построить специальную развязку — на такое фантазии не хватало. Во-вторых, старый железнодорожный путь, который превратили в велодорожку. Итальянцы реконструировали железнодорожную ветку — сохранили насыпь, рельсы и шпалы сняли и положили асфальт. Получился просто шикарный отрезок, откуда открываются виды на горы. Отдельная фантастика — тоннели на этом пути. Они поддерживаются в хорошем состоянии, часть освещается постоянно, а в некоторых свет включается по датчикам движения, когда велосипедист въезжает в тоннель.
У нас было 40 килограмм груза: палатка, спальники, туристические коврики для сна, две горелки под разные виды газовых баллонов, ремонтный набор, запасная камера (пригодилась), полуторакилограммовая аптечка (в ней закончились пластыри — дочка начала лечить игрушки), два котелка, сковородка, вилки-ложки-кружки-тарелки.
Из одежды брали: синтетические футболки и велошорты, теплые флисовые куртки, набор городской одежды — жене надоедало ходить в спортивном и по городам она гуляла в платье. На ребенка одежды взяли с запасом, потому что мы с женой крутим педали, а ребенок сидит без движения и, если погода ухудшится, дочка быстро замерзнет. У Леры было две теплых кофты, два дождевика, непромокаемые сапожки, штаны. Еще взяли специальный дождевик, который натягивается на велокресло так, что торчит только голова. Однажды попали в ливень, и Лерка смеялась, когда смотрела на мокрых насквозь родителей.
Мы знали, что европейские магазины рано закрываются, и рассчитывали, чтобы в запасе всегда была еда на один ужин и один завтрак. Брали с собой грамм триста лапши, несколько пачек сушеного мяса, сушеную яичную смесь для омлета, фасованное печенье и фруктовые батончики. По факту почти ничего из этого не пригодилось — в магазинах при кемпингах мы покупали свежую выпечку и яйца, а обедали в кафе и ресторанах.
Еще у нас с собой была куча электроники: навигаторы, компьютеры, телефоны, камеры. Автономность по электрозапасу составляла три дня. Этого хватало — за одну ночь в кемпинге или отеле мы все восполняли. Туристическое снаряжение давало запас прочности: если вдруг ребенок почувствует себя плохо или мы получим травму, могли лагерь разбить в любом месте.
Часто спрашивают, почему мы не берем велосипеды в прокат, а возим с собой. Взять велик в одной стране, а сдать в другой — это практически нереально. Также сложно представить, что даже в хорошем прокате удастся подобрать велосипед, в котором вы будете на 100% уверены на все 700 км пути и полностью вас устраивающий по параметрам.
С точки зрения велотуристов, хорошая авиакомпания считает велосипед как единицу туристического снаряжения вне зависимости от веса и размера. Такие правила, например, у «Аэрофлота» и «Уральских авиалиний».
Но некоторые компании говорят: вот у вас обычный багаж в чемодане, а вот — негабаритный, сейчас мы его посчитаем как перегруз. То есть, даже если ты летишь с маленькой сумочкой, велосипед посчитают по повышенной ставке. А есть перевозчики, которые считают так: вот у тебя 23 кг бесплатного груза, а все, что сверху, перевес.
Мы летели «Аэрофлотом», который к велосипедистам лоялен. Достаточно снять переднее колесо, примотать к корпусу, упаковать в мягкий чехол, и велосипед становится пригоден для перевозки. На заметку: русские и немецкие грузчики обращаются с велосипедами нежнее, чем итальянские.
На билеты потратили около ста тысяч, хоть и покупали за полгода. Такая цена получилась, потому что надо было везти почти 80 килограмм багажа, и выбирали варианты с бесплатным возвратом или изменением дат — так, если что, билеты можно вернуть. Если от этих опций отказаться, перелет обойдется в полтора раза дешевле.
Велотуристам удобнее останавливаться в кемпингах — там проще устраивать стирку, оставлять и ремонтировать велосипеды. Европейские кемпинги — это не просто места под палатки и трейлеры. Там обычно есть магазин, ресторан, душевые, прачечные со стиральными и сушильными машинами. Чисто настолько, что в душ и туалет можно ходить босиком. Иногда к палаткам проводят электричество.
Только один раз столкнулись с проблемой, когда в кемпинге не продавали стиральный порошок. Но мы постирали вещи просто горячей водой — запаса чистой одежды хватало на два дня. В городах селились в отеле — так удобнее изучать местность.
Конечно, к такому путешествию надо готовиться физически. Мы стараемся бегать по утрам и вести относительно здоровый образ жизни. Главное — раскататься перед большим заездом. На майские праздники мы ездили в 4-дневный поход по Башкирии и каждые выходные выбирались куда-нибудь на велосипедах.
В горах без спортивной подготовки будет очень сложно. Еще это вопрос привычки к велосипеду. Умение кататься никуда не исчезает, но каждый велосипедист знает: то, как на велосипеде держишься в начале и конце сезона, — две большие разницы. Велосипед надо чувствовать. Мы зимой не катаемся, и поэтому после перерыва нужно эту привычку возвращать. Особенно с поправкой на то, что это не обычный велосипед, а нагруженный. Желательно перед любым путешествием уделить время поездкам в похожих условиях, чтобы натренировать навыки управления.
И конечно, перед стартом велосипеды надо сдавать в сервис и обновлять все расходные материалы. На спусках в Альпах я полностью стер тормозной картридж.
Лера уже привыкла к велопутешествиям. Она едет на моем велосипеде в детском кресле с изменяемым углом наклона спинки — если спинку откинуть, ребенок практически лежит. Когда дочка дремала после обеда, старались ехать медленнее, но не останавливались.
К каждому походу мы с женой покупаем Лере новую мягкую игрушку, и та становится ее спутником в путешествии. С этой игрушкой Лера разговаривает и играет. В такой поездке, в отличие от путешествия в автомобиле, мир вокруг для нее становится ближе: протяни руку — можно потрогать листочки. Кроме того, мы стараемся регулярно делать остановки. Сами-то отдыхаем, а ребенку надо походить — пособирать траву, покидать камни в воду.
На этом маршруте мы не торопились и останавливались чуть ли не каждые 20 минут, чтобы сфотографировать виды. В городах делали паузы на детских площадках, в кафешках, на перекусах. Впечатлили детские площадки в Германии — они там повсюду (а вот в Италии их практически нет). Если передвижение с ребенком правильно устроить, длинные пробеги даже такой маленькой девочке даются легко.
У нас не было цели сэкономить. Мы любим хорошее вино, если не попадаем в кемпинг, остаемся ночевать в удобном отеле. Поэтому в аэропорту мы ночевали в «Хилтоне», где-то в горах выбрали отель с видом на Альпы, по 140 евро за ночь. Еду готовили не чаще раза в день, обедали обычно в кафе. То есть путешествовали мы в свое удовольствие.
Если же целенаправленно передвигаться от кемпинга к кемпингу, все готовить самостоятельно, можно тратить на троих 60 евро в день, еще и на вино останется. Из этой суммы 20 евро — ночь в кемпинге. Продукты в Европе стоят дороже, чем у нас, но не сильно. Так что велопутешествие вполне может быть и бюджетным.
Такой формат отдыха я бы смело рекомендовал тем, кого не пугают 50 километров в день на велосипеде. Да, мы потели и пыхтели; да, на подъемах было очень тяжело, но то, что мы сделали — доступно любому здоровому катающемуся человеку.
В нашей парадигме велопутешествие — не проверка на прочность. Мы не хотим экстрима, мы хотим интересного познавательного отдыха, который не несет угрозы ни жене, ни ребенку. Мы провели эти три недели активнее, чем среднестатистические туристы, но все равно это был отдых.
Велопутешествие дает совершенно другое отношение к природе, к местности. Это абсолютно разные истории — проехать 100 км по шоссе в машине или те же 100 км по сельским дорожкам. Отношения с местными жителями тоже будут другими. В самом деле, либо мимо тебя проехал автомобилист, которому никто даже рукой не помашет, либо рядом остановились потные, запыхавшиеся ребята. А присутствие маленькой блондиночки местных неизменно приводило в умиление.