Надо сразу сказать, что и название, и трейлер к фильму – это вранье. Сознательное введение в заблуждение. Никаких призраков тут не будет. Фильм называется L'Empereur de Paris, типа, «Император Парижа». Наши классные прокатчики переименовали его в «Видок: охотник на призраков» в надежде завлечь в кинотеатры тех, кто еще помнит, что Депардье когда-то был актером и играл Видока в одноименном фильме 2001 года. Вот тот фильм можно было бы с натяжкой так назвать. Там действительно была какая-то потусторонняя нечисть и нужно было на нее охотиться кому-то. Так что любителей мистического и призрачного ждет разочарование. «Видок. Охотник на призраков» – фильм весьма приземленный.
Париж. 1805 год. Император Наполеон во главе победоносной армии гоняет по всей Европе австрийцев, пруссаков и русских, а в столице тем временем безостановочно работает гильотина. Казнят то монархистов, то якобинцев, то Марию Антуанетту, то Робеспьера, то еще кого-то, но все без толку. В городе царит послереволюционная анархия и хозяйничают разнообразные банды и их колоритные вожаки. Париж выглядит как один большой воровской притон, как в романе великого Гюго.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Франсуа Видок в исполнении главного французского актера поколения Венсана Касселя ходит по парижским улицам в черном цилиндре и чувствует себя посреди этой зловонной клоаки как рыба в воде. Чувствуется, что создатели вдохновлялись «Бандами Нью-Йорка» или недавним сериалом «Табу». Можно еще «Из ада» вспомнить, но только в смысле головного убора.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Вот только Видок для французской культуры куда более значительный персонаж, чем бандитский главарь «Мясник», придуманный Скорсезе, или крайне сомнительный британский работорговец и пират по фамилии Делейни, даже если его играет сам Том Харди. Образ Франсуа Видока, легендарного короля преступного мира Парижа, перешедшего на сторону закона и дослужившегося до начальника парижской тайной полиции, использовали в своих произведениях Гюго, Бальзак и Эдгар По. Про него есть целых три телесериала плюс печально известный, уже упоминавшийся, фильм с Депардье.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Французы вообще склонны все романтизировать. Поэтому Видок, бывший каторжник, вор, мошенник и пират, прославившийся тем, что многократно сбегал из мест заключения, представлен жертвой суровых обстоятельств, всеми силами пытающийся жить нормальной жизнью. После очередного побега он торгует на каком-то заштатном рынке сукном, но жестокий воровской мир Парижа не отпускает.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Только окончательно убедившись, что бывшие подельники и сокамерники никогда не забудут его, Франсуа решает поступить не по понятиям и начинает сотрудничать с местной жандармерией. И первое, что он делает на службе, – собирает команду таких же отверженных и оскорбленных из какого-то забулдыги, с которым они вместе сидели, проститутки, с которой познакомился накануне, и разорившегося французского дворянина. Ну такой типа отряд самоубийц по-французски и в 19-м веке. У англичан на эту тему есть «Лига выдающихся джентльменов».
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Среди парижских героев можно выделить Дениса Миноше («Бесславные ублюдки», «Жизнь в розовом цвете», «Робин Гуд»), здесь он на стороне полиции и Августа Диля («Бесславные ублюдки», «Солт», «Союзники», «Курск»), сыгравшего главного антагониста. Ольга Куриленко очень старательно говорит по-французски; чтобы оправдать акцент, ее героине придумали цыганские корни, но объяснить ее присутствие в фильме это не очень помогает. Ну, может, просто потому, что это красиво. Преступно крохотная роль досталась классному швейцарскому артисту Антуану Баслеру («Доберман», «99 франков»). Великому Дени Лавану («Корпорация «Святые моторы», «Дурная кровь», «Одержимость») повезло чуть больше.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
В 2008 году режиссер Жан-Франсуа Рише уже снимал фильм про главу французского преступного мира «Враг государства №1», и главную роль там у него тоже играл Кассель. Поэтому логично с одной стороны, что подобный сюжет через 11 лет снимает та же команда. Во «Враге государства» стилизация под 60-е и 70-е оправдывала в какой-то мере эту тяжеловесно медлительную ретроспективную манеру режиссера.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
У «Охотника на призраков» повода для таких оправданий нет. Это выглядит старомодным даже на фоне «Видока» 2001 года. Все могло быть гораздо жестче – потому что послереволюционный период самый драматичный во французской истории: реки крови, обезумевшие толпы, обнищавшие аристократы и разбогатевшие на грабежах и убийствах дворян чиновники. Все могло быть намного глубже психологически, потому что в центре истории – перерождение главного героя из циничного негодяя в героя-полицейского, стража закона, а впоследствии и функционера-бюрократа. Все могло быть намного динамичнее, ведь это же все-таки полицейский детектив – где же все эти головокружительные погони и жестокие драки?
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Вместо этого фильм переполнен разнообразными клише, это касается и сюжета, и диалогов. К заслуженному актеру Франции Венсану Касселю это, наверное, относится в меньшей степени. Он выглядит довольно брутально и мощно, бьет обидчикам морды, метко стреляет и еще почему-то часто плюется. Ну и вообще, как-то бодрее и моложе, чем в его предыдущей «Черной полосе». Но когда он полфильма собирает команду и каждые 15 минут произносит: «Я всегда работаю один», начинает казаться, что фильм снят где-то в начале восьмидесятых, а у его сценариста шизофрения.