Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Нерусский взгляд на нашу смерть. Павел Матяж о фильме «Курск»

30 июня 2019, 12:05
Нерусский взгляд на нашу смерть. Павел Матяж о фильме «Курск»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Легендарный режиссер и продюсер Люк Бессон с командой европейских кинематографистов подступился к до сих пор секретной истории гибели подводной лодки «Курск» в августе 2000-го.

«Если повнимательнее почитать историю русского флота, то выяснится, что лучше всего русские моряки топили собственные корабли. Причем вместе с собой. Но это у них получалось, тут кроме шуток, так что кулак хрустит, когда читаешь, и что-то здесь застревает и не дает какое-то время дышать и жить». Евгений Гришковец написал это за несколько лет до гибели подводной лодки «Курск» в Баренцевом море. К большому сожалению, тема смерти русских моряков и тогда и позже была актуальна. До «Курска» был «Комсомолец», а до него несколько других безымянных подлодок. В 2003-м в том же Баренцевом море в паре миль от «Курска» затонула подлодка К-159.

Нерусский взгляд на нашу смерть. Павел Матяж о фильме «Курск»
Фото: kinopoisk.ru

Но русских фильмов об этом почти нет. В 2005-м Владимир Хотиненко снял неофициальную экранизацию гибели «Курска», настолько далекую от реальной истории, насколько это вообще возможно. Намекало на конкретную трагедию лишь название «72 метра». Тогда, в 2000-м году, все переживали и по этому поводу тоже. На картах все эти расстояния и глубины выглядели смехотворно. И казалось, что ну вот же, совсем не глубоко и не далеко от российского берега у всех на глазах тонут наши моряки. Несколько дней подряд по всем каналам рассказывали, как они там стучат по обшивке, подают сигналы бедствия. Почему никто ничего не делает?

Нерусский взгляд на нашу смерть. Павел Матяж о фильме «Курск»
Фото: kinopoisk.ru

Но действий так и не произошло. Путин сказал «она утонула», и со временем все это как-то замолчали, замылили и забыли. Пока в 2018-м году за дело не взялся одиознейший французский режиссер и продюсер Люк Бессон и его кинокомпания EuropaCorp.

Нерусский взгляд на нашу смерть. Павел Матяж о фильме «Курск»
Фото: kinopoisk.ru

Под его крылом собралась довольно внушительная команда. Американский сценарист Роберт Родет («Спасение рядового Райана», «Патриот», «10 000 лет до нашей эры») переработал книгу Роберта Мура «Время умирать», оператором стал Энтони Дод Мэнтл («Догвилль», «Дорогая Венди», «Мандерлей», «Антихрист»), а режиссером – Томас Винтерберг («Торжество»).

Нерусский взгляд на нашу смерть. Павел Матяж о фильме «Курск»
Фото: kinopoisk.ru

Половина этих парней стояли у истоков «Догмы 95», вместе с Триером, конечно же. От них можно было ожидать чего угодно, жестокой чернухи, лютого клаустрофобного артхауса, survival horror. Но что-то пошло не так, сценарий множество раз переписывали, начались перестановки в касте, и получилось так же, как с самой подводной лодкой. Ни великие актеры, ни оператор, ни вся королевская конница не смогли спасти фильм.

Нерусский взгляд на нашу смерть. Павел Матяж о фильме «Курск»
Фото: kinopoisk.ru

Хотя, возможно, дело именно в их нерусскости, ведь на зарубежных фестивалях, рейтингах и агрегаторах фильм котируется как довольно успешный. При том, что в Европе и США он называется нейтральным словом Command и только у нас здесь очень конкретно переименован в «Курск».

Нерусский взгляд на нашу смерть. Павел Матяж о фильме «Курск»
Фото: kinopoisk.ru

Маттиас Шонартс, бельгийский актер, удивительно похожий на молодого Владимира Путина, явно был приглашен в картину именно по этому поводу. Но из сценария Путина вырезали, и Шонартс получил главную роль капитана Аверина, который в свою очередь списан с капитана Колесникова, печально известного своим душераздирающим прощальным письмом.

Нерусский взгляд на нашу смерть. Павел Матяж о фильме «Курск»
Фото: kinopoisk.ru

И первые минут 20, когда идет производственная драма, плюс традиционная русская свадьба, Шонартс и его приятели справляются вполне сносно, несмотря на странную английскую песню, которую они поют хором. Это такая двойная отсылка одновременно к великому Das Boot Вольфганга Петерсена и не менее иконическому «Охотнику на оленей» Майкла Чимино. Оба фильма начинаются с того, что идущие на смерть гуляют перед боем. И пьют как в последний раз.

Нерусский взгляд на нашу смерть. Павел Матяж о фильме «Курск»
Фото: kinopoisk.ru

Но только, как известно, боя-то никакого как раз и не будет. Просто вдруг взорвется учебная торпеда и разворотит весь торпедный отсек, потом взорвутся остальные торпеды. Большая часть команды погибнет на своих местах, и только капитан Колесников и 23 матроса еще несколько дней будут задыхаться и тонуть в последнем незатопленном отсеке.

Нерусский взгляд на нашу смерть. Павел Матяж о фильме «Курск»
Фото: kinopoisk.ru

По этому поводу, собственно, и ведется основная дискуссия: сколько минут, часов, дней они там были живы. И именно это стало для датских, германских, бельгийских и прочих актеров неразрешимой задачей. Полтора часа экранного времени им нужно было умирать в славных традициях Ушакова и Нахимова. «В бою не сдается наш гордый Варяг» и все вот это вот. Капитана Колесникова вместе с Евгением Гришковцом и тысячами других курсантов этому целый год учили на специально оборудованном Русском острове. А каково датчанину это играть?

Нерусский взгляд на нашу смерть. Павел Матяж о фильме «Курск»
Фото: kinopoisk.ru

Поэтому то, что могло и должно было стать самым сильным моментом фильма, его кульминацией и квинтэссенцией, не решено никак. Моряки грустят и мерзнут, чтобы как-то расшевелить себя и зрителей, пускаются в подводное плавание за какими-то кислородными картриджами, а в остальное время развлекаются анекдотами про белых медведей и пьют водку. Русские же всегда так делают. И только капитан Колесников/Маттиас Шонартс молча смотрит в пустоту своими мертвыми нерусскими глазами.

Нерусский взгляд на нашу смерть. Павел Матяж о фильме «Курск»
Фото: kinopoisk.ru

Его жену сыграла последняя девушка Бонда Леа Сейду. На жену морского офицера из крохотного военного городка в 48 километрах от Мурманска она решительно ничем не похожа, но у нее отлично получилось передать бессилие женщины перед мощью бездушного чиновничьего аппарата Российской Федерации. За всю систему отдувается Макс фон Сюдов. И к нему, конечно, тоже никаких претензий быть не может. Выживший из ума старый военный, который лучше даст умереть всем своим подчиненным, чем позволит, чтобы их спасали силами НАТО, выглядит даже слишком убедительно. Таких инфернальных злодеев у нас во власти давно не бывало, это, пожалуй, перебор.

Нерусский взгляд на нашу смерть. Павел Матяж о фильме «Курск»
Фото: kinopoisk.ru

Лучше всего у европейских создателей фильма получились сами европейцы. Вот безукоризненный английский адмирал Колин Ферт в белоснежном кителе недоуменно потирает лицо. Вот брутальные норвежские викинги-спасатели, которым, по идее, вообще все равно, офигевают от того, с каким тупым равнодушием русские обрекают своих на смерть. Они все приплыли на своих суперсовременных батискафах и сделали все, что могли. Возможно, так оно и было, сэр.

Нерусский взгляд на нашу смерть. Павел Матяж о фильме «Курск»
Фото: kinopoisk.ru

Сегодня, почти 20 лет спустя, никто толком не знает, что там произошло на этой лодке. Бессона с командой так и не пустили снимать в России, сославшись на сверхсекретность разрабатываемой темы и вообще всего, что касается Российского военно-морского флота. Поэтому все это снято где-то во Франции, которая от заполярного Видяево так же далеко, как от другой планеты. Даже удивительно, где они набрали столько обшарпанных панельных многоэтажек. Могло быть намного хуже.

Нерусский взгляд на нашу смерть. Павел Матяж о фильме «Курск»
Фото: kinopoisk.ru

В любом случае такой взгляд со стороны, попытка представить это как некую универсальную историю, которая одинаково отзовется в душе каждого человека, – очень важная штука. Но именно здесь, у нас, она не найдет отклика. Потому что принципиально за 20 лет ничего не изменилось. Лучше всего это иллюстрирует история с прокатом «Курска». Мировая премьера его прошла в сентябре 2018-го, но наши чиновники из Минкульта держали фильм в подвешенном состоянии почти целый год и выдали прокатное удостоверение в конце июня 2019-го. Мединский не увидел в фильме ничего предосудительного. В каком-то смысле он даже отвечает официальной риторике, вот типа до чего довели в 90-е наши вооруженные силы. Только это все без толку, конечно. И если завтра, не дай бог, пойдет ко дну новый «Курск», все будет точно так же. При текущем градусе сверхсекретности.