Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

«Через сотню лет Мерил Стрип будет играть Ольгу Бузову». Павел Матяж о фильме «Примадонна»

21 октября 2018, 12:27
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Байопик «худшей певицы в мире» Флоренс Фостер Дженкинс от английского режиссера Стивена Фрирза, за который Мерил Стрип была номинирована на «Оскар», а Хью Грант – на «Золотой глобус».

Надо сразу сказать, что это не имеет никакого отношения к Алле Борисовне. Равно как и к западным музыкальным суперзвездам, Мадонне или кто там сейчас за нее. Леди Гага? Исполнительницы классической музыки, реальные оперные дивы тоже ни при чем. Вообще, слово «Примадонна», которым наши переводчики озаглавили фильм «Florence Foster Jenkins», к его главной героине может быть применено только в смысле ироническом. То есть это такой сарказм. Потому что Флоренс Фостер Дженкинс известна (узкому кругу специалистов, понятное дело) как худшая певица на свете.

Этот сомнительный маргинальный статус не мешал Флоренс десятилетия подряд выступать с концертами в Нью-Йорке, Бостоне, Вашингтоне и записывать пластинки. У нее совершенно отсутствовали музыкальный слух, голос и чувство ритма, но при жизни она обладала такой популярностью, что даже спустя 80 лет после смерти о ней пишут пьесы, а в кино ее играет Мерил Стрип.

«Через сотню лет Мерил Стрип будет играть Ольгу Бузову». Павел Матяж о фильме «Примадонна»
Фото: kinopoisk.ru

Флоренс Фостер Дженкинс, по ее собственным словам, внесла огромный вклад в музыкальную жизнь Нью-Йорка первой половины XX века. Будучи единственной наследницей огромного состояния, она спонсировала десятки музыкальных клубов по всей Филадельфии, поддерживала множество молодых и подающих надежды музыкантов и даже очень знаменитых в 30-х и 40-х композитора Коула Портера, оперную певицу Лили Понс (не нужно путать с одноименной звездой инстаграма из Венесуэлы) и дирижера Артуро Тосканини.

«Через сотню лет Мерил Стрип будет играть Ольгу Бузову». Павел Матяж о фильме «Примадонна»
Фото: kinopoisk.ru

Все это не значит, что фильм «Примадонна» может быть интересен только зрителям телеканала «Культура». Возможно, если бы Флоренс до конца жизни удовлетворялась почтенным статусом почитателя искусств и мецената, так бы оно и было. Но она решила петь.

«Через сотню лет Мерил Стрип будет играть Ольгу Бузову». Павел Матяж о фильме «Примадонна»
Фото: kinopoisk.ru

Нью-Йорк, 1944 год. В суперэлитарном закрытом музыкальном клубе «Верди» черно от смокингов и слепит глаза от бриллиантов. На сцене Сен Клэр Бэйфилд, второй муж Флоренс Фостер Дженкинс и ее бессменный импресарио, его играет Хью Грант, по обыкновению безупречный в роли английского джентльмена, на этот раз стареющего. За роялем Косме Макмун, также безупречный и бессменный пианист, аккомпаниатор примадонны (его играет модный американский комик Саймон Хелберг «Теория большого взрыва»). А вот и она сама, 76-летняя актриса спускается с неба, на подвесной конструкции из тросов в своем излюбленном костюме ангела вдохновения, шелковое платье с блестками и картонные крылья за спиной.

«Через сотню лет Мерил Стрип будет играть Ольгу Бузову». Павел Матяж о фильме «Примадонна»
Фото: kinopoisk.ru

Флоренс выбрала для исполнения сложнейшие вокальные партии из Моцарта, Верди, Штрауса, Брамса, Чайковского и Вагнера. Следующие пару часов она наряжается то германской валькирией, то экзотической баядеркой, то нежной нимфой, кудахчет и вопит, трубит и вибрирует, выдает немыслимые рулады, то бормочет, то взвизгивает, путая немецкий и русский, французский и английский, когда пытается воспроизвести оперную партию на языке оригинала.

«Через сотню лет Мерил Стрип будет играть Ольгу Бузову». Павел Матяж о фильме «Примадонна»
Фото: kinopoisk.ru

Несмотря на это, никто не пытается ее остановить или как-то выразить неудовольствие, напротив, зал в восторге и встречает ее бурными овациями, с галерки слышатся крики «Браво». И только одна вульгарная пин-ап блондинка, новая жена промышленника Старка (однофамильца, надеюсь) не может сдержать эмоции, ее пытаются вывести, но она катается по полу, задыхаясь от смеха. Все остальные зрители в зале, тщательно подобранные верным и предупредительным Сен Клером, – «настоящие ценители». С галерки, демонстрируя весь свой сарказм, орут глумливые музыкальные критики, но все они подкуплены, а значит, рецензии в завтрашних газетах будут самые радужные. И только новоявленная миссис Старк оказалась призвана режиссером «Примадонны», британцем Стивеном Фрирзом, чтобы продемонстрировать реакцию нормального человека.

«Через сотню лет Мерил Стрип будет играть Ольгу Бузову». Павел Матяж о фильме «Примадонна»
Фото: kinopoisk.ru

Она не только единственная в зале, кто оказывается не посвящен в детали режиссуры этого спектакля, но и одна из всех не выглядит как экспонат из музея восковых фигур. Очевидно, это такой делегат из современного общества, вспомогательный персонаж, необходимый для того, чтобы раскрыть интригу.

«Через сотню лет Мерил Стрип будет играть Ольгу Бузову». Павел Матяж о фильме «Примадонна»
Фото: kinopoisk.ru

Эксцентричная миллионерша много лет живет под колпаком, в выдуманной ей самой иллюзии, в которой она – великая актриса. В этой ситуации и ее муж, и все окружение, вольно или нет, вынуждены ей подыгрывать. Она берет уроки у лучших преподавателей и платит нереальную зарплату аккомпаниаторам, на собственные деньги организует свои концерты и записывает пластинки. И все говорят ей то, что она хочет услышать, поддерживая в ней ее заблуждение.

«Через сотню лет Мерил Стрип будет играть Ольгу Бузову». Павел Матяж о фильме «Примадонна»
Фото: kinopoisk.ru

Возможно, потому, что она безумно богата и всегда носит с собой свое завещание, которое может изменить в любой момент, а может, оттого, что смертельно больна вот уже 50 лет, со своей первой брачной ночи организм Флоренс борется с сифилисом (до изобретения антибиотиков сифилис считался смертельным, но 50 лет, которые с ним прожила Флоренс, – это редчайший случай). Короче, так могло бы продолжаться еще много лет.

«Через сотню лет Мерил Стрип будет играть Ольгу Бузову». Павел Матяж о фильме «Примадонна»
Фото: kinopoisk.ru

Но мадам Дженкинс втайне от мужа задумала реализовать свою заветную мечту – выступить в главном нью-йоркском зале, Карнеги-холл, на 3000 зрителей. Ее иллюзия вот-вот рассеется, ведь даже вездесущий и любящий Сен Клэр не сможет предупредить реакцию такого количества людей. Возможно, такой резкий контакт с жестокой реальностью убьет старушку. В ответ Флоренс произносит свое знаменитое: «Смерть — мой давний спутник. Я привыкла жить с ней. И если меня убьет концерт в Карнеги-холл, я буду только рада».

«Через сотню лет Мерил Стрип будет играть Ольгу Бузову». Павел Матяж о фильме «Примадонна»
Фото: kinopoisk.ru

Как же это понять? Что это значит? Что уверенность в своих силах (реальных или воображаемых) важнее таланта? Что через сотню лет Мерил Стрип будет играть Ольгу Бузову? Ведь слоган фильма «Примадонна» так и звучит: «Талант не имеет значения».

«Через сотню лет Мерил Стрип будет играть Ольгу Бузову». Павел Матяж о фильме «Примадонна»
Фото: kinopoisk.ru

Конечно, некорректно сравнивать примадонну Дженкинс с Бузовой. Бузова и все ее подруги по инстаграму в известном смысле корыстны и монетизируют все эти свои миллиарды подписчиков. Ну и еще, никто из них не пытался спеть что-нибудь из «Волшебной флейты». А старушкой Флоренс двигала только беззаветная любовь к музыке. Хотя нельзя сказать, что они вообще не имеют друг к другу никакого отношения. Пример Флоренс Фостер Дженкинс вдохновил миллионы безголосых, но решительных юношей и девушек. И Бузову в том числе. Даже если она и слов-то таких не знает вообще.