Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Личный опыт: Турция для турков и никакой «Натащи»

туризм Отпуск инструкция
5 сентября 2018, 17:01
Фото: 66.RU
Для большинства соотечественников Турция – это Анталья на ол инклюзиве, Мармарис на яхте или Стамбул на выходные. О существовании другой – будничной, бытовой – Турции мало кто задумывается. А она есть. Только делать там особо нечего.
111
Вся Северная Турция вытянулась вдоль Черного моря. Хорошо живут: пяти странам (Болгария, Румыния, Украина, Россия, Грузия) досталось по кусочку с севера, запада и востока, всем остальным безраздельно обладает одна страна. Весь север Турции — это порты, порты, порты, порты. И Стамбул, который тоже порт. При этом все туристы купаются в Эгейском и Средиземном морях: у Черного курортов почти нет, пляжами пользуются преимущественно местные. О туристах тут вообще, на самом деле, не думают: крайне слабая навигация (вся на турецком), нулевое знание языков у персонала (кроме турецкого), минимум сетевых отелей (не считая турецких). Удивительно, но это характерно даже для крупных портовых хабов типа Трабзона или Самсуна, где, казалось бы, есть если и не туристический, то бизнесовый трафик, и инфраструктура и персонал должны быть готовы к визиту иностранцев. Но нет: «Моя-твоя не понимай», пусть и с приветливой улыбкой. Но самый мрак, конечно, на отшибе: изъясняться на пальцах и молиться, чтобы GPS не ошибся с выбором маршрута. Потому что обратную или альтернативную дорогу показать будет некому. Дороги, конечно, везде шикарные: отбойники, разметка, освещение. Единственное, что неимоверно бесит, — это шумовые полосы, альтернатива «Лежачим полисменам». Они нужны для снижения скорости, но их так много, и даже на минимальной скорости машину постоянно трясет, а тебя преследует навязчивый гул. Зато не страшно ездить ночью: платные хайвеи большей частью освещены, а на региональных дорогах каждый изгиб, каждый маневр подсвечен и промаркирован. Лимиты скорости жесткие, но необязательные, культура вождения примерно нулевая: повернуть с крайнего левого ряда шестиполосной магистрали направо – нормальная история. Валить 140 под знаком 70 — тем более. Ездят с божьим благословением, не иначе. Отдельная фишка и гордость — многочисленные тоннели и мосты протяженностью от километра до двадцати. Многие (включая еще один мост через Босфор) построены при Эрдогане, то есть свежепрорубленные и свежевозведенные. Местный автопарк преимущественно старый. Тот, что не старый, весьма бюджетный, но при этом пестрый. Напоминает микс нашей Азиопы и полноценной Европы. То есть, с одной стороны, куча бюджетных седанов типа «Логана» и «Соляриса» (тут — Symbol и Accent соответственно), но при этом не меньше хэтчей В- и С-класса, которые у нас вымерли как вид, минивэнов и «каблучков» (FIAT, Citroen, Dacia). Страна мусульманская, но без фанатизма: светским заветам Ататюрка тут до сих пор верны. В отличие, например, от арабских стран даже пение муэдзина не всегда услышишь. Современная жилая архитектура и застройка типична для Восточной Европы, если бы не пара но. Главное, что бросается в глаза, — города нередко многоуровневые. Многие жилые кварталы раскиданы с подножия горы до вершины. Причем на верхотуре могут располагаться не только малоэтажные домишки, но и вполне себе жилые высотки. При этом эстетическая сторона вопроса оставляет желать и желать. И до летнего обвала лиры тут все было дешево: двухлитровая бутыль колы вдвое дешевле нашего, помидоры-овощи тем более. А уж после девальвации россияне могут кутить на все. Только негде.
Кирилл Зайцев