Вся Северная Турция вытянулась вдоль Черного моря. Хорошо живут: пяти странам (Болгария, Румыния, Украина, Россия, Грузия) досталось по кусочку с севера, запада и востока, всем остальным безраздельно обладает одна страна.
Весь север Турции — это порты, порты, порты, порты. И Стамбул, который тоже порт.
При этом все туристы купаются в Эгейском и Средиземном морях: у Черного курортов почти нет, пляжами пользуются преимущественно местные.
О туристах тут вообще, на самом деле, не думают: крайне слабая навигация (вся на турецком), нулевое знание языков у персонала (кроме турецкого), минимум сетевых отелей (не считая турецких).
Удивительно, но это характерно даже для крупных портовых хабов типа Трабзона или Самсуна, где, казалось бы, есть если и не туристический, то бизнесовый трафик, и инфраструктура и персонал должны быть готовы к визиту иностранцев. Но нет: «Моя-твоя не понимай», пусть и с приветливой улыбкой.
Но самый мрак, конечно, на отшибе: изъясняться на пальцах и молиться, чтобы GPS не ошибся с выбором маршрута. Потому что обратную или альтернативную дорогу показать будет некому.
Дороги, конечно, везде шикарные: отбойники, разметка, освещение. Единственное, что неимоверно бесит, — это шумовые полосы, альтернатива «Лежачим полисменам». Они нужны для снижения скорости, но их так много, и даже на минимальной скорости машину постоянно трясет, а тебя преследует навязчивый гул.
Зато не страшно ездить ночью: платные хайвеи большей частью освещены, а на региональных дорогах каждый изгиб, каждый маневр подсвечен и промаркирован.
Лимиты скорости жесткие, но необязательные, культура вождения примерно нулевая: повернуть с крайнего левого ряда шестиполосной магистрали направо — нормальная история. Валить 140 под знаком 70 — тем более.
Ездят с божьим благословением, не иначе.
Отдельная фишка и гордость — многочисленные тоннели и мосты протяженностью от километра до двадцати.
Многие (включая еще один мост через Босфор) построены при Эрдогане, то есть свежепрорубленные и свежевозведенные.
Местный автопарк преимущественно старый. Тот, что не старый, весьма бюджетный, но при этом пестрый.
Напоминает микс нашей Азиопы и полноценной Европы. То есть, с одной стороны, куча бюджетных седанов типа «Логана» и «Соляриса» (тут — Symbol и Accent соответственно), но при этом не меньше хэтчей В- и С-класса, которые у нас вымерли как вид, минивэнов и «каблучков» (FIAT, Citroen, Dacia).
Страна мусульманская, но без фанатизма: светским заветам Ататюрка тут до сих пор верны.
В отличие, например, от арабских стран даже пение муэдзина не всегда услышишь.
Современная жилая архитектура и застройка типична для Восточной Европы, если бы не пара но.
Главное, что бросается в глаза, — города нередко многоуровневые.
Многие жилые кварталы раскиданы с подножия горы до вершины.
Причем на верхотуре могут располагаться не только малоэтажные домишки, но и вполне себе жилые высотки.
При этом эстетическая сторона вопроса оставляет желать и желать.
И до летнего обвала лиры тут все было дешево: двухлитровая бутыль колы вдвое дешевле нашего, помидоры-овощи тем более. А уж после девальвации россияне могут кутить на все.
Только негде.