Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Love-story после конца света. Павел Матяж о фильме «Выжившие»

2 сентября 2018, 12:14
Love-story после конца света. Павел Матяж о фильме «Выжившие»
Фото: Павел Матяж для 66.ru
Французская постапокалиптическая мелодрама о поисках любви посреди пустыни. В роли последней женщины на Земле – британская красавица Бриттани Эшворт.

Не знаю, как вы, а мы с друзьями ждали 29 августа 1997 года с нетерпением. В этот день искусственный интеллект «Скайнет» должен был выйти из-под контроля и нанести ядерный удар по России. В конце второго «Терминатора» дата апокалипсиса переносилась на апрель 2004-го, позднее в сериале «Хроники Сары Коннор» ее перенесли еще дальше, в 2011-й. Потом еще был конец света от индейцев майя, потом викингский Рагнарек, это было уже немного не то, но мы все равно ждали. И были такие не одни.


Джек Лондон опубликовал свой роман «Красная чума» еще в 1912-м. Человечество там гибло от неизвестного вируса, а выжившие буквально за пару десятилетий обращались в первобытное состояние и в одеждах из шкур носились по лесам за кроликами. Правда, нельзя сказать, что после этого остальные писатели бросились писать про конец света. Джек Лондон так и остался в памяти читателей как автор подростковых приключенческих историй про золотоискателей на Аляске.

Love-story после конца света. Павел Матяж о фильме «Выжившие»
Фото: kinopoisk.ru

А вот после Хиросимы и Нагасаки тема конца света стала тревожить человечество по-настоящему. В американской массовой культуре эта глобальная тревога отразилась намного ярче, чем в СССР, хотя, казалось бы, поводов для опасений у граждан СССР было не меньше. У нас по этому поводу есть «Сталкер» Тарковского (ну в какой-то степени) и несколько фильмов Лопушанского, самый известный из которых – «Письма мертвого человека» с Роланом Быковым. Но это все уже более поздняя история, Тарковский и Лопушанский снимали в 80-е.

Love-story после конца света. Павел Матяж о фильме «Выжившие»
Фото: kinopoisk.ru

А в прогрессивном Голливуде начали снимать постапокалиптику в 50-е, тогда появились «День, когда Земле пришел конец» Роджера Кормана, «На берегу» Стэнли Крамера и «Пленницы» Стюарта Гилмора. Позднее – в 60-е, 70-е, 80-е – постапокалиптических фильмов оказалось так много, что все вместе они стали восприниматься как отдельный жанр, со своими законами и клише, а внутри появились ответвления типа, например, зомби-апокалиптики, но это вообще отдельная тема.

Love-story после конца света. Павел Матяж о фильме «Выжившие»
Фото: kinopoisk.ru

Про жизнь на Земле на фоне конца света существуют очень популярные серии «Безумный Макс», «Терминатор», «Планета обезьян», «Обитель зла» или «Матрица», есть несколько «Побегов» Джона Карпентера, есть более сложные «12 обезьян» Терри Гиллиама или «Дитя человеческое» Альфонсо Куарона. А есть и откровенный треш типа «Нацисты-серфингисты должны умереть», постапокалиптического мюзикла «Шестиструнный самурай» или выдающейся постапокалиптической эротики «Не называй меня малышкой». Там Памела Андерсон в латексе и драных чулках гоняет на танке и мочит фашистов, которые захватили власть в послевоенной Америке. Для самых маленьких существуют постапокалиптические мультики: ститчпанк от Тима Бертона и Тимура Бекмамбетова «9» и пиксаровский «Валли».

Love-story после конца света. Павел Матяж о фильме «Выжившие»
Фото: kinopoisk.ru

Короче, к 2018-му году тема оказалась экранизирована с такого количества самых невероятных ракурсов, что кажется исчерпанной. В десятые в прокате одинаково проваливаются и мощнейшая «Дорога», поставленная Джоном Хиллкоутом по роману Кормака Маккарти, и богоискательская «Книга Илая» братьев Хьюз с Дензелом Вашингтоном и Гэри Олдманом, и довольно слабые фильмы молодых голливудских актеров Шайи Лабафа и Джеймса Франко «Война» и «Мир будущего» соответственно. Да даже 300 $ млн, которые собрал новый «Безумный Макс» великого и ужасного Джорджа Миллера, для 2015 года так себе достижение. Народ устал смотреть на конец света, даже несмотря на то, что прошлогодняя путинская презентация новых ядерных достижений российского ВПК должна была заново актуализировать тему скорейшей гибели человечества.

Love-story после конца света. Павел Матяж о фильме «Выжившие»
Фото: kinopoisk.ru

В этой сложнейшей ситуации режиссер дебютант Матьё Тури поступил как настоящий француз и снял постапокалиптическую мелодраму. В его «Выживших» гораздо больше от «Красотки», чем от «Безумного Макса» или «Обители зла». Потому что он растянул флешбэки – обязательный элемент фильмов про гибель цивилизации. В нормальных постапокалиптических фильмах они нужны для того чтобы объяснить зрителю, что, собственно, случилось с планетой, и проиллюстрировать контраст между идиллическим настоящим и кошмарным будущим. Это же типа все фильмы-предупреждения.

Love-story после конца света. Павел Матяж о фильме «Выжившие»
Фото: kinopoisk.ru

В «Безумном Максе» экскурсы в прошлое длятся несколько секунд, в «Обители зла» – несколько минут, а в «Выживших» половина фильма – это один большой флешбэк – воспоминания героини о том, как непросто ей было устроить свою личную жизнь в жестоком 2018-м. Если вы ждали классического постъядерного жесткача, как в четвертом «Терминаторе», то такой драматургический разворот может разочаровать, но если вам по душе несколько нетипичные love-story в странных декорациях, то «Выжившие» – то, что нужно.

Love-story после конца света. Павел Матяж о фильме «Выжившие»
Фото: kinopoisk.ru

Хотя сложно, конечно, поверить, что у девушки с данными Бриттани Эшворт могут быть с этим какие-то проблемы. На самом деле отбоя от мужиков у нее не было ни когда она жила на Манхэттене, ни после апокалипсиса неизвестного происхождения посреди выжженной пустыни, по которой она разъезжает с револьвером на ржавом фургоне, обыскивает заброшенные трейлеры и автозаправки и слушает ремиксы на «Дом восходящего солнца».

Love-story после конца света. Павел Матяж о фильме «Выжившие»
Фото: kinopoisk.ru

Только в Нью-Йорке 2018-го девушке нужно было выбрать между мелкими гарлемскими наркоторговцами, сутенерами-латиносами и респектабельным молодым галеристом, а в безвременном кошмарном настоящем в ассортименте только дикари-каннибалы и бледный унылый человекоподобный упырь-мутант. И все они гоняются только за ней, потому что других девчонок в фильме нет. Что-то подобное было в каноническом «Последняя женщина на Земле». За Бриттани, в общем, можно быть спокойным, она не пропадет ни в прошлом, ни в будущем. Мужиков пруд пруди, лентяйка!