Екатеринбургский журналист, историк свердловского рока Дмитрий Карасюк написал книгу «Агата Кристи». Черные сказки белой зимы». На ее трехстах страницах рассказана подробная биография российской рок-группы рубежа тысячелетий с массой неизвестных ранее подробностей. Книга богато иллюстрирована, большинство фотографий публикуются впервые.
— По-моему, сказки получились как привидение с мотором: жуткие, но симпатичные. Очень старался ничего ни приукрашивать, ни подыгрывать ни одной из конфликтующих сторон. Кое-кто из тех, кто читал текст в рукописи, говорят, что получилось непривычно жестко для российского читателя.
66.RU публикует фрагмент книги, посвященный последним месяцам жизни группы.
Фрагмент главы из новой книги о группе «Агата Кристи», Вадиме и Глебе Самойловых, вы можете прочитать прямо сейчас.
2 февраля 2009 года на официальном сайте «Агаты Кристи» появилось краткое извещение о грядущем прекращении деятельности группы. Для более подробных разъяснений братья пригласили 10 февраля в офис фонда «Наше время» съемочную группу МузТВ и Антона Чернина с «Нашего радио». На их вопросы отвечали оба Самойлова.
Вадим: «Ничего особенного не произошло. Мы поняли, что на настоящий момент имеет смысл записать сочиненные песни и потом увлечься чем-нибудь другим. Такие настроения периодически всплывали. У каждого из нас накопилось много того, что невозможно реализовать в рамках «Агаты Кристи», а оно просится. Нужно попробовать это реализовать, чтобы потом не жалеть. «Агата Кристи» для того и завершается, чтобы новое в каждом из нас во что-то вылилось. И не надо мешать друг другу. В «Агате Кристи» с большим или меньшим успехом мы вычленяли то общее, что есть у нас. Но игнорировать все остальное больше нельзя. Каким будет творческий путь каждого — говорить еще рано. У нас по поводу этого еще даже не идеи, а лишь какие-то предчувствия. Может быть, это будет вообще не в формате рок-музыки».
Глеб: «Мы всем своим поклонникам говорим, что мы, так или иначе, остаемся в музыке. Ждите чего-то нового и от Вадика, и от Глеба, и даже, может быть, от Вадика и Глеба вместе. Просто это не будет тем, что называлось «Агата Кристи». Все будет разнообразнее».
Пока СМИ на все лады обсуждали сенсационную новость, «Агата Кристи» отправилась в прощальный тур. Начался он символично. 1 марта питерские олдовые поклонники преподнесли любимой группе эксклюзивный подарок. Заказанный ими духовой оркестр сыграл в фойе Дворца спорта «Юбилейный» «Вечную любовь». «Агатовцы» очень веселились, не обращая внимания на то, что раскаты туб и валторн отдают похоронным маршем. До конца года «Агата Кристи» объехала больше полусотни городов России, ближнего и дальнего зарубежья. Тур «Эпилог» заносил группу в места, в которых ей не доводилось бывать за десятилетия существования. А неохваченных городов, куда промоутеры мечтали заманить группу, было гораздо больше. Но, узнав, что «Агата Кристи» возглавляет список кощунственных артистов, составленный дагестанскими муфтиями, на Северный Кавказ братья ехать отказались.
Случались в туре и флешбэки. На питерском вокзале рано утром девочка попросила у Глеба и Снэйка автографы. Тут же всех троих загребли милиционеры и, словно в 1995 году, тщательно обыскали на предмет наркотиков. Потом, правда, стражи порядка сами попросили диски с автографами и извинились: «У нас план».
В конце лета, когда в жестком гастрольном графике наступил перерыв, продолжилась работа над альбомом. В многочисленных интервью, которые братья раздавали в каждом пункте тура, они рассказывали, что в «Эпилог» планируют включить около 30 песен, в том числе новые версии старых хитов. Реальность оказалась скромнее. В альбом вошли 12 треков. На диске композиции шли строго в шахматном порядке, чередуясь по авторству. Работа в основном велась в Риге, на «Wolk Recording Studios». Над записями барабанов колдовали хозяин студии Игорь Волк с сыном Александром. Гитарные партии писали в Москве на «Первой Студии Звукозаписи», но за пультом сидел Саша Волк, специально приглашенный из Риги. Вадик был доволен получавшимся результатом: «Альбом записан очень современно, и я рад, что прощальный альбом «Агаты Кристи» в музыкальных своих формах очень актуален. Там можно найти и пост-рок, и пост-панк, и звучание не то чтобы тяжелое, скорее по «бритишовому» тяжелое, чем по глэм-роковому. Мне это очень нравится. Так что пускай визжат гитары, и будет все ОК».
В сентябре «Агата Кристи» сделала свою последнюю студийную запись — кавер песни «Он был старше ее» для трибьюта «Машины времени» «Машинопись». «Агатовцы» решили пошутить и использовали в своей версии проигрыш из «Stairway to Heaven» «Led Zeppelin». Шутка противоречила авторскому праву, за соблюдение которого боролся в Общественной палате Вадик, и поэтому кавер был издан только на коллекционном малотиражном диске.
17 ноября «Агата Кристи» последний раз выступила в Москве. «В первой части концерта «Олимпийский», утомленный малоизвестными и новыми песнями из программы «Эпилог», откровенно скучал, — писал Константин Баканов в «Новых Известиях». — Оставалось лишь наблюдать за тем, как ловко поет Вадим Самойлов, почти весь концерт не вынимавший сигарету изо рта, и за сценографией, которая была на высоте. Двухъярусная сцена, на втором этаже которой разместились клавишник и ударник, а внизу — Самойловы, безусловно, была удачной находкой… Главные хиты шли во второй части концерта нон-стопом. Девушки выписывали на танцполе плавные движения, парни жгли файеры, никто не рыдал, все улыбались.
Надо отдать должное музыкантам, они не стали нагонять в свой последний концерт лишнего пафоса и выбивать из публики слезу. Минимум слов, немного исторических фотографий на большом экране — вот, пожалуй, и все, чем этот концерт отличался от обычного. И публика на трибунах даже позволила себе не слишком приличный для последнего концерта жест — потянулась к выходу еще до окончания. Ну а единственное, что Вадим Самойлов произнес в микрофон «по поводу», было: «Спасибо, что вы слушали все это все эти годы… Прощай, Москва».
День концерта в «Олимпийском» стал первым съемочным днем документального фильма «Эпилог». Подвести киноитог истории группы Самойлов-старший попросил музыкального журналиста Алексея Остудина: «Идея с фильмом изначально принадлежала Вадиму. Он был идеальным заказчиком: не хотел, чтобы группу облизывали со всех сторон, позволял ставить острые вопросы про наркотики и алкоголизм. С точки зрения свободы творчества ограничений у меня не было. Единственное, что не вошло в монтаж, — это тема, связанная с политикой. С ней фильм стал бы длиннее еще на 10 минут».
На съемках клипа «Сердцебиение», 2 октября 2009 года |
На основные съемки ушел ровно месяц. В ночь на 15 декабря на перроне Саратова была снята прекрасная сцена с солдатами и их девушками, которые имели очень смутное представление о существовании такой великой группы, как «Агата Кристи». «Мы ехали из Волгограда в Ульяновск, уже отсняли блок в поезде и даже выпили, и вдруг в Саратове увидели такую массовку, — вспоминает Остудин. — Я как продюсер понял, что может получиться что-то интересное… Эту сцену я считаю абсолютной творческой удачей, а Вадик отнесся к ней с большой долей иронии». Через два дня после этой съемки, 17 декабря, в Саранске состоялся последний концерт прощального тура «Агаты Кристи».
Фильм «Эпилог» был практически готов, когда Вадим, отсмотрев уже смонтированную версию, заявил, что не хватает знаменитостей. За две недели до срока сдачи пришлось устраивать дополнительные съемки. 10 июня 2010 года в московском «Крокус Сити Холле» состоялся трибьют-концерт «Песни для Аллы», в котором рок-артисты исполняли хиты Пугачевой. Вадик вместе с Машей Макаровой спел там «Расскажите, птицы». В фойе зала Остудин и нашел необходимых селебритис: «Там мы сняли «Би-2», «Смысловые галлюцинации», группу «Токио», Филиппа Киркорова. Там же Вадик подошел к Пугачевой и попросил ее дать интервью для фильма. Алле не пришлось напоминать, кто такая «Агата Кристи». Она лишь за кадром попросила напомнить ей названия самых знаковых альбомов. В «Крокусе» присутствовал и Андрей Котов. Я предложил взять интервью и у него, но у Вадима желания включить его в фильм не возникло».
По словам Остудина, «Глебу от затеи с фильмом было ни горячо ни холодно. Он тогда полностью сосредоточился на своем новом проекте». К тому времени будущая группа «The Matrixx» уже обрела реальные очертания. Песни Глеба вовсю разучивали двое новых «агатовцев». «Перед нами не стояло выбора, с кем из братьев оставаться, потому что Вадим не озвучивал никаких творческих планов, — вспоминает Снэйк. — Как-то он между делом спросил, есть ли у меня желание заниматься менеджментом Глеба, если тот будет делать что-то сольное. Я удивился, но почему бы нет. Потом уже обсудил все с Глебом. Он сказал, что у него есть материал, кое-какие наработки, и предложил не только заниматься административной работой, но и поиграть в его группе. Это было интересно, и я согласился»…
10 июля 2010 года «Агата Кристи» дала свой последний концерт. Ночное выступление на фестивале «Нашествие» продолжалось два с половиной часа. Группа исполнила 35 песен, в том числе те, которые не звучали в прощальном туре, например, «Декаданс». За барабанами сидел Роман Баранюк. Свидетели отмечают, что последнее выступление «Агаты» было несколько меланхоличным, что соответствовало моменту. Публика, уловив настроение братьев, тоже бесилась меньше обычного. 150 тысяч человек, собравшихся в Большом Завидово в эту жаркую ночь, провожали эпоху. «Для тех, кто вырос в период между серединой 1990-х и серединой 2000-х, никто никогда не будет ближе, чем эта группа, — говорит Михаил Козырев. — Когда тебе 16 лет, ты всегда влюбляешься в какую-то музыку. И эта музыка для тебя остается вечной, если не сменишь батарейки. Для тех, кто вырос на песнях братьев Самойловых, молодость навсегда останется эпохой «Агаты Кристи».
Отзвучали последние такты песни «Я буду там», братья покинули сцену. История «Агаты Кристи» закончилась. «Мы решили обставить кончину пышно и торжественно. Хотелось не просто тихо угаснуть, а сделать дембельский аккорд. И мы его сделали», — резюмировал Глеб.
Альбом «Эпилог» в комплекте с одноименным фильмом на DVD поступил в продажу спустя символические девять дней.
«По статистике, средняя продолжительность жизни рок-групп — 5–7 лет, — говорил в 1996 году Александр Козлов. — Потом начинаются самоповторы и некрофилия. Такие примеры, как «The Rolling Stones» и «Queen», — редчайшие исключения. Я очень сомневаюсь, что нас ждет такая судьба». Началом истории «Агаты Кристи» можно считать разные даты, но даже при самом скромном подсчете Саша ошибся минимум в три раза.
Михаил Козырев признан(а) Минюстом РФ иностранным агентом