Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Простой строитель 12 лет собирал копию ботика Петра I, чтобы уплыть в океан. Видео первой экспедиции

Простой строитель 12 лет собирал копию ботика Петра I, чтобы уплыть в океан. Видео первой экспедиции
Фото: Дмитрий Антоненков 66.RU
На Оби проходят испытания точной копии знаменитого ботика Петра Первого. Житель Томска Александр Бойцов 12 лет строил парусник, оборудовав мастерскую в подъезде девятиэтажки, а стапель – на парковке автосервиса. Теперь капитан судна готовится к большой экспедиции – части древнего маршрута поморов в Мангазею.

А пока судно проходит первые серьезные испытания.

Александр Бойцов, создатель реплики ботика:

— Ботик — это детская мечта. Сколько себя помню, все время мечтал, ну может, не бот построить, а что-то подобное. Ботик — дедушка русского флота. Конструктивно очень интересное судно, явно напоминающее приемами постройки большие корабли. Все просчитав, взвесив свои силы и посоветовавшись с семьей, я начал работу.

На строительство ботика у Бойцова ушло 12 лет.

С середины нулевых Александр начал изучать литературу, переписываться с архивами и собирать всевозможные материалы по боту. Непосредственно постройка судна заняла около 10 лет. Для изготовления отдельных деталей судостроителю пришлось осваивать новые навыки, например, кузнечное дело. Осенью 2016 года Бойцов полностью собрал корпус и начал работу над парусами. А в августе 2017 года судно спустили на воду.

Александр Бойцов:

— Это максимально приближенная к оригиналу копия. Соблюдены все измерения, оснастка. Все сделано вручную, с максимальным использованием старинных технологий.

Нынешним летом томскую реплику бота ожидали серьезные испытания, чтобы выявить ходовые качества судна в различных условиях. По первоначальному плану, выйдя из Томска, судно должно было по реке Томь выйти в Обь и дойти почти до границы с ХМАО — города Стрежевой. Всего около двух тысяч километров

Спецкор 66.RU отправился в первое большое плавание ботика вместе с его создателем — в качестве члена экипажа. Больше недели греб веслами, питался рыбой и спал прямо на судне. Вернулся с этим видеорепортажем:

.

Ботик способен идти не только под парусами, но и на распашных веслах, каждое из которых весит около 5,5 килограмма. Помимо веса весел, проблему доставляют еще и конструктивные особенности судна: передним гребцам мешают шверцы на бортах, а весла регулярно норовят выскочить из пеньковых стяжек, которыми они крепятся к уключинам (ведь все сделано как на оригинале XVII века).

Простой строитель 12 лет собирал копию ботика Петра I, чтобы уплыть в океан. Видео первой экспедиции
Фото: Дмитрий Антоненков

Первый день экспедиции, который команде из пяти человек пришлось провести на веслах, выгребая по течению, но против ветра и под палящим солнцем, заставил вспомнить все шутки о рабах на галерах. Как выяснится позже, на веслах придется идти постоянно. И только иногда ставить парус.

Евгений Мелехин, матрос ботика:

Простой строитель 12 лет собирал копию ботика Петра I, чтобы уплыть в океан. Видео первой экспедиции

— Это какая-то несуразица. Мы идем вроде на паруснике, но почему-то все время гребем! Ситуация поменялась, когда вышли в Обь. Здесь течение сильнее и гуляют ветра.

На Оби ход ботика изменился, но ненамного. Попутное течение добавило скорости судна, а ветра оказались настолько переменчивыми, что ход под парусами приходилось перемежать с работой на веслах. Из-за погодных аномалий стало понятно, что экспедиция не уложится в отведенный срок, поэтому Александр Бойцов принял решение о возвращении в Томск.

Простой строитель 12 лет собирал копию ботика Петра I, чтобы уплыть в океан. Видео первой экспедиции
Фото: Дмитрий Антоненков

Главное, что к этому моменту удалось испытать ботик в различных условиях. Судно пережило даже суточный шторм.

Теперь Александр Бойцов занят подготовкой к экспедиции ботика по части древнего северного морского пути поморов к сибирской пушной столице Мангазее, по побережью Ледовитого океана, с волоком через полуостров Ямал.