Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Как устроен Цирк дю Солей. Изнанка шоу-корпорации, в которой нет места творчеству

Как устроен Цирк дю Солей. Изнанка шоу-корпорации, в которой нет места творчеству
Фото: Мария Калугина для 66.ru
6 июня в Екатеринбурге пройдет премьера шоу «Ovo» канадского Цирка дю Солей. Накануне выступления 66.RU побывал за кулисами и рассказывает, зачем канадцы даже стиральные машины возят с собой, чем отличается представление легендарного цирка от остальных и как работает трансконтинентальный механизм дю Солей.

Скоро в «Екатеринбург-Экспо» начнут собираться зрители, чтобы посмотреть шоу «Ovo», которое привез в Екатеринбург самый известный цирк мира — Цирк дю Солей. Перед «Екатеринбург-Экспо» разруха: там приводят в порядок дорогу. У Цирка дю Солей внутри тоже пока ничего не готово: костюмы в углу ждут ремонта, музыкальные инструменты лежат в кофрах, а артисты только начинают разминаться. Но никто не торопится, потому что уверены — все успеют. И шоу начнется вовремя.

Цирк-корпорация

Цирк дю Солей — это огромная логистическая махина, в которой отрегулировано все, от стразов до многотонной сцены. Творчества во время гастролей нет — все было придумано за много лет до концерта. В Екатеринбурге в этом году покажут акробатический спектакль про жизнь насекомых. Его поставили в 2009 году, а возить по миру стали три года назад.

Сюжет шоу простой — в спокойный мир жуков, пауков, сверчков и муравьев приходит странный гость — муха с яйцом за спиной. И лесные обитатели пытаются к нему привыкнуть и подружиться. А божья коровка даже влюбится в нового жителя леса.

За два года до показа

Каждое выступление создают на родине знаменитого цирка — в канадском городе Монреаль. Туда привозят артистов со всех концов света — те заранее отправляли свои резюме и видео на сайт цирка. Команда в Канаде учит с нуля номера, проходит 3D сканирование, чтобы сделать идеальные костюмы, тренируется наносить грим.

Работа над выступлением в Екатеринбурге началась два года назад: маркетологи изучили покупательские возможности, оценили все площадки, заказали подрядчиков. Концерт решили провести в «Екатеринбург-Экспо», потому что там высокие потолки. Минимальное требование к пространству — высота помещения должна быть не меньше 18 метров, а крыша должна выдержать вес в 50 тонн — на нее крепится техническая сетка с освещением, проекторами и оборудованием для акробатических номеров: лестницами, натяжной проволокой и веревками.

Цирк в городе

Чтобы устроить шоу, нужны 100 человек. Половина из них артисты, половина — технические сотрудники. В Екатеринбург все прилетают одновременно. В первые дни циркачи отдыхают от предыдущих концертов и гуляют по городу. Потом начинается работа техников: они разгружают 22 трейлера и приступают к строительству. По континенту оборудование возят грузовые машины. Две из них брендированные, остальные — обычные фуры. В городе нанимают помощников — чтобы быстро собрать сцену и трибуны. В Екатеринбурге на монтаж 3500 зрительских мест, сетки под крышей и сцены со стеной ушло три дня.

Потом техники собирают костюмерные, репетиционные зоны, гримерки. Тренируются артисты на железном каркасе, похожем на строительные леса. Его ставят на пол, и устойчивости каркаса хватает, чтобы акробаты могли подкидывать и ловить партнерш, а ловкач-китаец – ездить на моноколесе по проволоке.

Тренировка на сцене идет в день премьеры. Утром все оборудование вручную проверяют, чтобы ничего не порвалось и не сломалось, когда артист будет выступать. На сцене прогоняют основные части номера — чтобы акробаты адаптировались под новое пространство и нашли точки для взгляда, которые помогают держать равновесие.

Костюмы

Весь реквизит и костюмы произвели в Канаде — там находится один из самых крупных мировых костюмерных цехов. Костюмы мух, жуков и пауков перевозят на грузовых самолетах между континентами. В комплекте всегда два костюма — основной и запасной. На каждой вешалке висит ярлык с именем артиста.

После каждого выступления костюмы стирают, предварительно сняв декоративные части. Белье загружают в стиральные машины прямо за сценой. Сушат тут же — одежду на вешалках обдувают вентиляторы. После того как все идеально просохнет, костюмеры тщательно осматривают каждую вещь и несут ремонтировать прохудившиеся. Все для ремонта возят с собой. Ответственные за реквизит так же приводят в порядок и инвентарь, который используют на сцене.

Гримируются артисты самостоятельно. Еще на обучении в Монреале с каждым работал визажист и показывал, как нужно наносить яркие краски на лицо. Циркачи используют косметику MAC, NYX и MakeUpForever. В именных косметичках лежат такие баночки, которых не найти в обычных магазинах, — производители придумали грим специально для артистов Цирка дю Солей. Грим у состава шоу «Ово» занимает от двадцати минут до двух часов.

Быт циркачей

За сценой висит веревка с двадцатью флагами стран, чьи граждане принимают участие в шоу. В центре — флаг Цирка дю Солей. Рядом самые массовые страны-участницы: Канада, США, Россия, Украина и Китай. Труппа в отеле только ночует, а вся работа идет на площадке. Там можно и поесть — в каждом городе организаторы нанимают поваров, которые на собственном оборудовании готовят завтраки, обеды и ужины.

Гримерки артистов бывают общие и индивидуальные — в зависимости от площадки. В «Екатеринбург-Экспо» акробаты переодеваются и красятся вместе, чтобы не возводить лишние стены. Общаются между собой на смеси английского, французского, русского и китайского. У кого-то есть тренеры-переводчики.

Во время шоу

Вся музыка на представлении исполняется вживую. В отличие от обычных концертов музыканты сидят за сценой. Перед главным музыкантом-лидером стоит экран, и он видит, что происходит перед зрителями. Если вдруг артист упадет, музыканты могут подыграть и дать артисту возможность выполнить номер правильно.

Тренируются артисты в зоне голубых матрасов. Она так называется из-за цвета покрытия, где разогреваются, растягиваются и репетируют акробаты. Перед ними тоже стоит экран с трансляцией, рядом установлена доска с расписанием и большие часы с красным циферблатом — чтобы никто не пропустил свой выход. У каждого сотрудника на поясе висит рация — координация не останавливается ни на минуту.